Публикации Конспект урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов", 4 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов", 4 класс.
Автор: Казакова Елена Степановна

Город Ульяновск, Школа № 63, учитель начальных классов Казакова Е.С.Тема:«Правописание безударных личных окончаний глаголов» (4 класс)Цели урока: вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным окончанием.- учить детей писать безударные личные окончания глаголов.Первая цель выражает понятие алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов, а вторая цель выражает её практическое применение.Задачи:– развитие умения ставить глаголы в начальную форму;– развитие умения обобщать, делать выводы, сравнивать личные окончания глаголов разных спряжений;– формирование орфографических навыков.Ход урока.Первый этап в структуре уроков системно-деятельностного подхода является создание условия для мотивационной готовности ребёнка, которая выражается в самоопределении хочу, могу. Детям в качестве вызова предлагается стихотворение, которое как поэтическое искусство придаёт достаточный уровень позитива.I САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I. Фаза «ВЫЗОВ». Что без меня предметы?Лишь названия.А я приду – все в действиепридет.Летит ракета. Люди строятЗдания.Цветут сады. И хлеб в поляхрастет.- Догадались, о какой части речи говорится в этом четверостишии? (Речь идет о глаголе)Актуализация знаний проводим в виде кластера. Кластер-это приём графического метода организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксируются в виде схемы. В данном виде задания развиваются познавательные и регулятивные умения. Это задание является подготовкой мышления детей к проектировочной деятельности т.е. знания на которые нужно опереться при выполнении действий выхода из затруднения.II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 2. Кластер «Глагол» - Что вы знаете о глаголе? Дети по очереди выходят к доске и записывают: родовые самост.часть речи по временамотвечает на ??... изменяется в прош.вр в ед.ч.по родам в наст. и буд вр - по лицамчто делать? что сделать? по числам 1л 2л н.ф. обозначает… I спр. IIспр. -е, -ут(ют) -и, -ат(ят) личные оконч.- Для чего нужно уметь определять спряжение? (Чтобы правильно писать окончания глаголов)- Дома вам нужно было выписать глаголы с ударным окончанием и определить их спряжение. 3. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.На экране: встает – I спр. гнуться – I спр. трещит – II спр. идет – I спр. гудит – II спр. идет – I спр.- Каким знанием вы пользовались при выполнении домашнего задания? (Снова обращаемся к кластеру)3. Постановка проблемы создаётся на основе практического задания, пробного днйствия.- Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на карточках. (Два ученика работают на доске)Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица.Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за помощь.- Какие окончания вы вставили? (дети обращают внимание: задание было одно, а получились разные варианты) и фиксируют затруднение- Как вы рассуждали? Этот вопрос позволяет провести критический анализ-1- Поставить ударение, 2-определить спряжение, 3-вставить пропущенную букву.- Почему возникло затруднение? - Окончания безударные – это ошибкоопасное место у глаголов Определение места затруднения.- Следовательно, чему будем учиться сегодня? Происходит целеполагание урока- Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.- Итак, какая тема нашего урока? На доске: Правописание безударных личных окончаний глаголов - На какие вопросы нам нужно найти ответ? На доске: Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? Какие буквы гласных надо писать у глаголов I спр., II спр. в безударных окончаниях?II. Фаза «ОСМЫСЛЕНИЕ»4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).- Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает:- Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. I спр. II спр.собрать проситьлаять благодаритьпроспать хвалитьполоть клеить- Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?- Формообразующий суффикс -ть.- Что интересного заметили?( чем эти слова различаются?)- Глагольным суффиксом. (На экране выделяются суффиксы).- Какой вывод мы можем сделать? Дети делают вывод ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ,- Если в неопределенной форме глагола суффикс и, то это глагол II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.- Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?5. Групповая работа. Для того, чтобы каждый ребёнок мог высказаться. Задание группам: попробуйте составить алгоритм (пошаговое) определения спряжения и буквы в безударном личном окончании глагола. Представители групп защищают свой алгоритм (это может быть схема, таблица и др.) на примере предложенного глагола. Знаковая фиксация способа действия. На слайде появляется схема-алгоритм.
  • Выделить окончание глагола. Поставить ударение
  • 2.Окончание ударное? ДА! НЕТ! -е, -ут (-ют) – I спр -и, - ат (-ят) – II спр6. Первичное закрепление. Решение типовых заданий на новое знание. -Прочитайте правило из учебника. Какие вопросы можно задать к этому правилу? (Ответы детей.)-А для чего нам необходимо уметь определять спряжение глаголов?- Чтобы правильно писать их окончания.- Ну что ж, давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. (Задания из учебника)- Какие знания и умения понадобились для выполнения этого задания?- Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на желтых карточках:Вставь пропущенные буквы.Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках:Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.III. РЕФЛЕКСИЯ Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Обращаемся снова к кластеру.-Какое дополнение стоит внести в кластер? (проговариваем, дописываем или приставляем самую удачную схему-алгоритм) 8. Домашнее задание. На выбор: упр….; кластер-шпаргалка по правилу; составить список-тренажер (можно двусторонний: с ответами на обратной стороне) из десяти глаголов с пропущенным безударным окончанием.