Публикации
«Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
Автор: Барбашина Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»
Автор: Барбашина Людмила Николаевна
«Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания»Работа по организации учебной деятельности, ориентированной на развитие одаренного ребенка, сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, но очень важная и нужная. Ведь благодаря именно этой работе выявляются ребята, имеющие ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок более уязвим. Требует к себе особого внимания взрослых.Поэтому цель современной школы - выявление и развитие способностей, поддержка и реализация одарённости обучающихся. Однако, прежде, чем говорить о работе с одарёнными детьми, необходимо определиться о чём собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью.Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.Условно можно выделить три категории одаренных детей:1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения.Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания: 1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала. Целью работы учителя – предметника можно выделить работу с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознания, а так же создание эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.Для успешного результата работы необходимо придерживаться определённой системы, первым этапом является выявление талантливых и одарённых детей. Достаточно эффективно можно использовать различные формы урока, интегрированные уроки, применять разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, использовать метод наблюдения за обучающимися. Для меня так же важно дальнейшее развитие творчества обучающихся, выбравших мои предметы в качестве профильных. Это поможет им осознанно подойти к выбору будущей профессии.Поэтому, начиная работу с детьми, надо стремиться привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. Поделюсь наиболее интересными приемами работы:1. «Удивляй». Привести факты из новой темы, интригующие ребят.2.Театрализация (по каким-то вопросам темы)3.Путешествие по карте. Работая с одаренными детьми по карте,можно предложить следующие задания:А) Творческие образные задания:Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».Б) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.4. «Многоуровневый анализ картины»В работе с одаренными детьми можно использовать многоуровневый анализ репродукции.Пример: Вопросы и задания к репродукции картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»», история, 7 класс.Историко-логический анализ:1.Разделите картину на мизансцены. Назовите их.2.Опишите действия каждой.3. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?Аксиологический анализ:1.Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?2.На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?Критический анализ:1.Может ли картина Сурикова быть историческим источником?2.В чем субъективизм автора?3.Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 18 в.? Почему вы так думаете?5.Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В данной игре ребятам предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы- межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».На следующем этапе одарённые обучающиеся получают возможность в самореализации своих творческих способностей. Для этого необходимо использовать индивидуальный подход в работе на уроках и во внеурочное время с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На уроках истории, обществознания, права и экономики процесс идёт через различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий повышенной сложности: работа с источниками по их оценке, выявлении их роли, значения в истории государства и общества, решение проблемных вопросов, написание эссе; исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях; при помощи информационных технологий обучающиеся создают проекты на заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую информацию, обрабатывают, представляют и защищают; при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.1.Прием «Особое задание».Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности. Пример:Представьте, что вы находитесь в России на рубеже XVII-XVIII веков. Вы гвардеец Смоленского полка. Связным текстом опишите свой жизненный путь, учитывая, в том числе, приведенные ниже события. На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?) Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске. Какие у вас взаимоотношения со стрельцами? Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во время сражения? За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг. носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите. 2. Прием «Энциклопедист»Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.3.Прием «Забывчивый учитель»Можно предложить ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Поэтому для обучения выбираю технологии, позволяющие проводить процесс обучения на высоком уровне сложности: технология проблемно- развивающего обучения (проблемные вопросы, проблемные задачи, проблемно-познавательное задание), технология развития критического мышления (кластеры, логические цепочки, работа с текстом и его маркировка), интерактивное обучение (дискуссии, диспуты, составление схем, таблиц, презентаций).4.Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу можно выстроить в 3 этапа.1.Вызов:-мозговой штурм;- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)V – известно;- - неизвестно;+ - интересно, неожиданно;? – хочется узнать, непонятно.3.Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно.Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов).Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.На уроках обществознания использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Разного рода творческие задания, различные формы вовлекают ребят в самостоятельную познавательную деятельность.Дифференциация используется мною и при выполнении домашнего задания.Прием «три уровня домашнего задания».Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе и др.Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере.Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у ребят является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и быть направлены на помощь в решении его проблем. Творчески одарённые дети отличаются высокой потребностью в исследовательской и поисковой деятельности. Именно обеспечение условий для такой деятельности является условием их погружения в творческий процесс обучения и воспитания в них стремления к активному самопознанию и саморазвитию. Перед формами и методами работы с одаренными детьми ставится задача решать именно эти вопросы. Сегодня мы используем самые различные методы работы с одаренными детьми. Прежде всего, это организация их участия в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, конференциях, интернет – проектах.Очень важной является индивидуальная работа с одарёнными детьми, которая наиболее может помочь выявить внутренний потенциал ребенка. В обучении одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на помощь в решении его проблем. Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, задания разного уровня, творческие задания, консультации по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки. Организация работы с одаренными детьмиОрганизация работы с одаренными детьми осуществляется по ряду модулей. Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, для которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждатьВ рамках поддержки одаренных детей необходимо стараться, чтобы ученики участвовали в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня, выполняли работу по написанию научно-исследовательских проектов. Особое значение должно уделяться участию одаренных детей в предметных олимпиадах. С уверенностью можно сказать что, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:• стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;• расширение информационного пространства в области предметов обществоведческого цикла.Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации. Постоянная и кропотливая работа не только с обучающимися, но и учителю над собой приносит достаточно хорошие успехи при сдаче экзамена по предмету, в участии в олимпиадах, конкурсах.