Публикации Мастер – класс «Технология продуктивного чтения: работа с текстом до чтения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер – класс «Технология продуктивного чтения: работа с текстом до чтения»
Автор: Балберова Елена Владимировна

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения: работа с текстом до чтения»Балберова Е.В.Учитель МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Именно читательские умения обеспечат школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, расширять кругозор, а в дальнейшем создадут основу для самообразования на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, современные дети не любят читать. Книгу заменили телевизор, компьютер и интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Нужно учить чтению так, чтобы дети полюбили книгу. Мы, учителя, должны показать всё многообразие прекрасного и удивительного мира книг, вызвать интерес к произведениям, научить правильному чтению, не в смысле «без ошибок», а в смысле формирования квалифицированного читателя. Как сделать данный процесс увлекательным и продуктивным одновременно? Нашими помощниками являются продуктивные технологии. Одна из них – технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской. Давайте вместе с вами попробуем определить, что обозначает название этой технологии.- Что такое технология?  (Последовательность этапов работы, набор приемов и методов, последовательность операций).- Что значит продуктивное чтение?  (Продуктивное – от слова «продукт»).- Что может быть продуктом (результатом ) чтения? (Понимание смысла прочитанного, которое предполагает вычитывание трех видов текстовой информации: Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). • Подтекстовой (то, что читается "между строк"). • Концептуальной (основная идея текста).Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.- Что же является вторым результатом чтения?(Восприятие прочитанного текста)Восприятие – это включение человека в чтение.- А что значит включиться в чтение?    Читаем – и представляем картины, героев.Читаем – и ставим себя на место героев,Читаем – и переживаем,Читаем - участвуем в действии.Читаем – задумываемся над содержанием,Читаем – предполагаем конец истории,Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.     Эта технология приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных .Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Сегодня я остановлюсь подробно на первом этапе технологии.I этап. Работа с текстом до чтения самый непродолжительный по времени, но, на мой взгляд, самый важный этап. Именно на этом этапе происходит мотивация к чтению, на этом этапе у ребенка должно появиться желание читать произведение. Этот этап называют антиципацией, что означает предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.Дети определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста по названию произведения, по имени автора произведения, анализируя иллюстрацию, соотнося её содержание с заглавием произведения, разделом учебника, читая ключевые слова. Ученики определяют героев, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать, опираясь на свой читательский опыт. Этап должен завершается постановкой цели: прочитаем рассказ, проведем диалог с автором, проверим наши предположения, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма и т.д.Работая над текстом до чтения, я использую приёмы, рекомендуемые технологией продуктивного чтения, а также включаю элементы других технологий, использую аудио и видеоматериалы.Давайте рассмотрим работу над текстом до чтения на конкретных примерах.2 класс. Раздел «Люблю все живое». Е .Чарушин «Страшный рассказ». - Какой раздел мы изучаем? (Люби все живое). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение удивительного детского писателя -Евгения Ивановича Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?) - О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?  (О животном)  - Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.(Страшный рассказ)- Предположите, о чём будет это произведение. (Высказывания детей записываются на доске.)Прием «Прогнозирование по иллюстрации».- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?Прием «Стратегия ключевых слов»  Прочитайте слова вслух,Остались одни, стемнело, кто-то топает, прижались друг к другу, закрылись с головой, тихо-тихо, пробежит в угол, смотрят – да это.- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? - Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?-  Как вы думаете, каким будет рассказ страшным или веселым?- Ребята, поработайте в парах и составьте текст, используя данные слова. Постановка задачи:, А чтобы подтвердилось ли что-нибудь из наших прочитать текст.3 класс. Раздел «Великие русские писатели». Л. Толстой «Лев и собачка».- Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. 1.С царственной гривой, с гордой походкойОсмотрит свои он владения зорко.Даже не думай встать на путиС царской особой ты не шути. (Лев)2. В будке живет, кости грызет. Лает и кусается – как называется?(Собака) - Посмотрите на слова и попробуйте предположить название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. «Лев и собачка».- Прочитайте ключевые слова к произведению и попробуйте разбить их на две группы: какие вы отнесете к собачке , а какие ко льву? собачка левмаленькая дикийбеззащитная хищникдруг человека страшныйдомашняя царь зверей Дети выполняют это задание на доске.- Могут ли 2 абсолютно разных животных, по темпераменту и среде обитания, найти общий язык?- Как вы думаете, а что будет, если они окажутся вместе в замкнутом пространстве, например в клетке?- Откройте учебник на стр. 55- Обратите внимание на иллюстрацию.- Что может произойти в следующий момент?-  Можно ли по названию «Лев и собачка» и иллюстрации определить, будет ли рассказ  шуточный или серьёзный?-Скажите, а какой бы вы выбрали жанр для такой истории?- Прочитайте, что написано под названием произведения. (Быль)- Что такое «быль»?- Давайте обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. (Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)Итак, поработав с ключевыми словами, проанализировав иллюстрацию, познакомившись с название сказки и именем автора дети смогли определить смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделить героев и предположить , о чем будет текст, опираясь на свой личный опыт. По такому сценарию можно работать почти над каждым произведение. Я стараюсь разнообразить этот этап. В качестве домашнего задания, некоторым ученикам я предлагаю познакомиться с новым текстом (или фрагментом), выписать ключевые слова. Перед началом 1-ого урока по новому произведению ученик, выполнявший это задание, записывает ключевые слова, с которыми мы потом работаем с ребятами.Очень часто на данном этапе я использую элементы технологии критического мышления, которая также мотивирует ребенка. Приведу фрагмент такого урока.П.П.Бажов Сказ «Серебряное копытце» 1) Составление рассказа по ключевым словам.- Ребята, поработайте в парах и составьте текст, используя данные слова:Кокованя, подарёнка, бурая, хризолиты, охотник - Какие рассказы у вас получились? (видеофрагмент: вот , что получилось у моих учеников)Для составления рассказов даны незнакомые слова: Кокованя, подаренка, хризолиты. 2) Заполнение таблицы. -Далее я прошу заполнить ребят таблицу. Работа выполняется в парах. - Дайте определим значение каждого слова, заполняя в бортовом журнале столбец «Знаю» (таблица раздается каждой паре)-Цель задания: определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Подтверждение того, что знали ранее. 3)Обсуждение результатов. Дети зачитывают свои записи (прочитать ответы детей по таблице)4) Постановка целей.- Заполнив таблицу, мы с ребятами обозначаем проблему: что же на самом деле обозначают эти слова? И я задаю вопрос.- Что бы вы хотели узнать о каждом из перечисленных слов?- Значение этих слов мы узнаем, прочитав следующее произведение нашего раздела.- Откройте с.52. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте название произведения. - Сравните название текста и иллюстрацию. Можно ли по ним предположить, о чем будет сказка?- Кто автор текста? Знаком ли вам он? - Здесь учитель или подготовленный ребенок может рассказать о самых важных фактах биографии писателя. А затем продолжает учитель.- Сегодня мы прочитаем один из сказов Бажова - «Серебряное Копытце». Сам автор определил жанр своего произведения - сказ. На какое слово похоже?-Действительно, сказ во многом похож на сказку. Но есть отличия, их мы позже обсудим. Читаются сказы Бажова плавно, напевно, с ударением на «о»: так говорили на Урале - «окали».- И мы приступаем к чтению. По ходу чтения дети ведут диалог с автором и заполняют таблицу. На знакомство с произведение отводится 2 урока. К концу 1 урока дети так и не находят ответ на вопрос : что же такое хризолит? Поэтому интрига остается, а желание дочитать сказ до конца возрастает.- На изучение произведений отводится от 1 до 4 уроков. Очень важно сохранить интерес, мотивировать детей на каждом уроке. Поэтому хочу вас познакомить с еще одним приемом, который я использую на уроке. 3 класс. Раздел «Люби все живое». Второй урок по литературной сказке Д.МаминаСибиряка «Серая шейка»- Работе с текстом до чтения предшествует проверка домашнего задания.- рассказ детей о писателе (интересные факты).1) Интересные факты о сказке- А вы знаете?"Серая Шейка" впервые была напечатана в журнале "Детское чтение" в 1893 г через полтора года после появления на свет Аленушки и называлась это сказка «Серушка»В журнальном варианте история Серой Шейки завершалась трагически. Следуя "правде жизни", Мамин - Сибиряк так закончил рассказ: "Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замерзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев..."Вскоре после выхода журнала автор, узнав о море детских слез, невольно им вызванных, срочно переписывает финал. У сказки появляется новая глава. С тех пор сказка не раз переиздавалась отдельными книгами, входила в различные сборники. Книга настолько полюбилась детям , что по ней создали мультфильм. 2.)Постановка задач перед чтениемО чём рассказал нам этот фрагмент из мультфильма?-Всегда ли события в мультфильмах или фильмах совпадают с событиями авторского текста?- Вот это мы сейчас и проверим. (просмотр)И мы узнаем… Что на помощь Серой Шейке автор посылает Акинтича. Старик-охотник появляется в тот момент, когда лед уже почти сомкнулся, а Лиса ползла к полынье, чтобы схватить жертву. И тут звучит спасительный выстрел. Лиса убегает, старик вылавливает из ледяной воды Серую Шейку, прячет ее за пазуху и несет домой, внукам: "Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь..."- В конце урока обязательно выясняем, какой вариант развития событий ребятам понравился больше и почему . Я обязательно делаю акцент на то, что между книгой и фильмом есть расхождения, поэтому не стоит просмотр мультфильма, кинофильма заменять чтением книги. - Получив мотивацию к чтению, у ребят загораются глаза, они готовы знакомиться с новыми произведениями. Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов. Она способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старших классах.Эффективность применения технологии продуктивного чтения наглядно прослеживается на результатах проверки читательских умений школьников: выпускников моего класса показала, что 70% обучающихся имеют высокий и средний уровень .Работа по данной технологии готовит обучающихся к выполнению комплексных контрольных работ, ВПР.- А закончить своё выступление я хочу словами Сесиль Лупан (французский методист по раннему развитию детей): "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.