Публикации
Урок с элементами финансовой грамотности "Решение задач на проценты"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с элементами финансовой грамотности "Решение задач на проценты"
Автор: Терещенко Ирина Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок с элементами финансовой грамотности "Решение задач на проценты"
Автор: Терещенко Ирина Федоровна
Урок по теме «Проценты» с элементами финансовой грамотности Терещенко Ирина Федоровна, учитель математики МАОУ «СОШ №29» им.А.И.Михеля УМК для 7-го класса «Алгебра – 7», «Геометрия-7»/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/М.: Вентана-ГрафУрок (45 минут) в 7 классе по теме «Финансовая грамотность на уроке математики».Решение задач на проценты (последний урок по теме).Тип урока: урок закрепления знаний.Уровень изучения: базовыйМетоды обучения: игра.Формы организации: групповая (работает 4 группы), индивидуальная.Цели урока: повышение уровня математической культуры учащихся и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов, связанной с темой «Проценты»; повторение изученных финансовых понятий применение полученных знаний в ходе игры.Задачи урокаПредметные: -формирование познавательных мотивов и интереса учащихся к изучению математики, как к учебному предмету;формирование умения производить процентные вычисления, необходимые человеку для жизни в современном обществе. -пользоваться понятиями (банк, банковский вклад, бюджет, дефицит, доход, заработная плата, НДФЛ, наследство, пенсия, пособие, профицит, процент, расход, стипендия). Воспитательные:воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира; воспитание ответственности, усидчивости, целеустремлённости, способности к взаимопомощи и сотрудничеству. Развивающие:способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти; способствование развитию умения учащихся применять математические знания в реальной жизни. Формирование УУД на каждом этапе проведения занятия:Познавательные УУД: Общеучебные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках математики; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; знаково-символическое моделирование.Логические: анализ и синтез объектов; построение логической цепи рассуждений.Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; прогнозирование; контроль; коррекция.Коммуникативные УУД: сотрудничать в группе; отвечать на вопросы учеников в группе, обосновывать свой ответ; умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение находить общее решение.Личностные УУД: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; понимать личную ответственность за результаты работы группы.Планируемые образовательные результатыПредметные: Знание понятия «проценты», «деньги», «цена», представление о механизме возникновения денегМетапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, ставить цель, получать и оценивать результат, Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в соответствии с социальными ролями, свойственными подросткам, поиск и извлечение нужной информации в источниках различного типа, подкрепление изученных положений конкретными примерами, определение собственного отношения к явлениям современной жизни.Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, посильному и созидательному участию в жизни обществаОборудование для урока: интерактивная доска, презентация для игры.План урока1. Правила проведения игры.2. Ход игры.3. Подведение итогов игры.Правила проведения игры.Ученики класса разбиваются на четыре команды. Игра начинается с конкурса разминки. Право ответа предоставляется той команде, которая первая поднятием зеленой сигнальной карточки заявила о готовности дать ответ. Если команда дает правильный ответ, то на ее счет начисляется 1 балл, если – неправильный ответ, то 1 балл вычитается с ее счета. В результате игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов 1 этап Разминка.2 этап Решение финансовых задач.3 этап Конкурс капитанов.( ответы приносят баллы в копилку команды (за верный ответ 1 балл).,во время которого идет игра команд. На этом этапе команда может взять реванш. Решается сложная задача, которая оценивается в 3-5 баллов.Ход урока 1.Актуализация опорных знанийАнглийский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – дурной господин, но весьма хороший слуга» - эпиграф к уроку Ребята, у кого есть кошелек?Кто точно знает, какая сумма там находится?У кого есть копилка? Кто хочет, чтобы копилка постоянно пополнялась? Значит наша тема касается всех без исключения, и ее надо изучать. А какие ассоциации у вас возникают при слове «деньги»? Как можно их сэкономить? (Предполагаемые ответы: открыть вклад, покупать товар по акции и т.д.)С процентами мы встречается в повседневной жизни почти каждый день. Особенно часто проценты встречаются в торговле. Мы очень часто можем слышать о скидках, наценках, уценках, прибыли, кредитах и т.д. – всё это проценты. Современному человеку необходимо хорошо ориентироваться в большом потоке информации, принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях. Для этого необходимо хорошо производить процентные расчеты.2. Работа с текстом.Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики работают в группах).Текст: «Что было деньгами». Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца3.Разминка.1.Что называется процентом?2.Как перевести количество процентов в десятичную дробь?3.Как выразить дробь в процентах?4.Что такое процентное отношение?5.Как найти процент от числа?6.Скольки процентам равна дробь 0,417. Найдите 25 % от 588.Найдите число 1% которого составляет 379. Какие деньги родители выделяют своим детям?А) шапочныеБ) карманныеВ) носочныеГ) школьные10. Как финансисты называют металлические деньги:1. медяки;2. гроши;3. монеты;4. мелочь11. Что, согласно пословице делает с рублем копейка:1. разменивает;2. сохраняет;3. бережет;4. увеличивает.12. . Какая минимальная сумма денег рекомендована финансистами для «подушки безопасности»?А) 10 тыс.руб;Б) три заработные платы;В) 0,5 млн.руб;Г) 100 тыс.руб13. Какой налог на доходы физических лиц (НДФЛ)в России?А) 5%;Б) 0%;В) 13%;Г) 49%.14. В каком случае порванную купюру можно обменять в любом банке на новую?Когда от старой купюры сохранилось не менее:А) 10%;Б) 30%;В) 55%;Г) 50%.15. До какого возраста родители обязаны содержать своего ребенка?А) до 14 лет;Б) до 18 лет;В) до 21 года;Г) всю жизнь.16. С какого возраста молодой человек может работать и зарабатывать деньги?1. с 14 лет;2. с 21 года;3. с 16 лет;4. 18 лет.17. Как называется учет денежных доходов и расходов семьи, составленный на месяц.бюджет семьи; оборот семьи баланс семьи расход семьи 18. Что обозначено на каждой монете и на каждой купюре?герб страны портрет выдающегося человека номинал флаг страны 19. Что такое дефицит?переизбыток чего-либо; равновесие доходов и расходов; нехватка чего-либо. 20. Укажите сокращенное название налога на доходы физических лиц.НХЛ МРОТ НДФЛ ФИПИ 4.Решение финансовых задач. (работа в группах)1. Заработная плата работника составляет 35 000 р. Какую сумму бухгалтерия вычтет из зарплаты как налог на доходы физических лиц?2. В банке по некоторому вкладу начисляют 8% годовых. Это значит, что внесенная сумма через год увеличится на 8%. Какую сумму получит вкладчик через 1 год, если вклад составляет 70 тыс.руб.? 3. Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налога на доходы физических лиц, он получает на руки 39 1500 р.?4. В течение года цена проезда на общественном транспорте повышалась дважды: сначала на 10%,а затем еще на 15%. На сколько процентов выросла цена проезда по сравнению с первоначальной за год?Тема «Конкурс капитанов»По горизонтали: 2.Учреждение, хранящее денежные средства. 5. Сотая часть числа. 6. Страна, в которой впервые появились банковские учреждения.По вертикали:1. Денежные вклады в банк. 3. Ссуда. 4.Синоним слова «часть». 1)Депозит2)Банк3)Кредит4)Доля5)Процент6)Италия «Дополнительное время»Задача. Футболисту начислили за месяц заработную плату 1 млн.200 тыс.рублей. Налог на заработную плату составил 13%.После выплаты налога,8% оставшейся суммы выплачивается агенту футболиста, 270 тыс. рублей уходит на выплату штрафа за неспортивное поведение на поле и 200 тыс. рублей - в оплату штрафа за нарушение спортивного режима. На оставшиеся деньги футболист купил доллары по цене 60 руб. за 1 доллар.Вопросы:Ск.денег осталось после уплаты налога НДФЛ (13%)? Ск.денег осталось после выплаты агенту? Ск. долларов (целое число) смог купить футболист? Решение:1200 000·0,13=156000р - заплатил налог 1200 000-156000=1 044 000р - осталось после уплаты налога 1 044 000·0,08=83520р - выплатил агенту 1 044 000-83520=960480р - осталось после выплаты налога агенту 960480-27000-200000=490480р - осталось у футболиста после всех выплат 490480:60=8174долл. - купил футболист долларов. Ответ: 8174 доллара. Рефлексия - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? - Что полезного для себя вы узнали сегодня? - Скажите мне, пожалуйста, нужно ли нам с вами уметь подсчитывать проценты? -Где нам может это пригодится? Подведение итогов занятия.Подсчет результатов команд и объявление победителя. Источники:Мобильное приложение «Банкноты Банка России» Fmc.hse.ru. kross.2023 (Сборник кроссвордов). Официальный сайт ООО «Инфоурок»