Публикации ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Автор: Гордеева Валерия Андреевна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОCТИFEATURES OF THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATIONГордеева Валерия Андреевна, магистрант 2 курс, факультет педагогики и психологии детстваПермский Государственный Гуманитарно-Педагогический университет Россия, г. Пермь Gordeeva Valeriya Andreevna, valeri97.97@mail.ruАннотацияСтатья посвящена проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. У таких детей происходит недоразвитие практически всех компонентов навыков общения: знаний и умений в области межличностных отношений, представлений об индивидуальных особенностях людей, произвольной регуляции поведения и эмоциональной сферы, развития коммуникативных качеств личности. S u m m a r y The article is devoted to the problem of formation of communication skills in preschool children with a mild degree of mental retardation. Such children have underdevelopment of almost all components of communication skills: knowledge and skills in the field of interpersonal relations, ideas about the individual characteristics of people, arbitrary regulation of behavior and the emotional sphere, the development of communicative personality qualities. Ключевые слова: коммуникативные навыки, умственная отсталость, речь, дети, развитие речи, нарушение интеллекта, коммуникация.Keywords: communication skills, mental retardation, speech, children, speech development, intellectual disability, communication.Исследования авторов: С. С. Бетановой, Л. С. Выготского, Е. А. Зелинской, Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, Р. С. Петушенко, Л. Б. Баряевой, Л. В. Лопатиной и других, направленные на изучение вопросов развития коммуникативных навыков детей с задержкой умственного развития в дошкольном возрасте, имеют значительное значение [3, 4, 7]. Согласно Л. С. Выготскому, основными причинами нарушений развития умственно отсталых детей в сфере общения являются ограниченность представлений об окружающем мире, недостаточное развитие коммуникативных навыков, отсутствие формирования интересов и уменьшение потребности в общении. Эти факторы, согласно исследованиям, играют ключевую роль в формировании проблем в области общения у детей с отклонениями в умственном развитии. [6, с. 74]. Особенности коммуникативных навыков и пути их формирования у дошкольников с нарушением интеллекта, операциям, с помощью которых осуществляются действия общения – целостные акты, адресованные другому человеку и направленные на него как на свой объект.К данной группе средств общения Л. Б. Баряева относит вопросы, ответы, реплики и другие формы обмена информацией. Поскольку вербальные средства общения играют ключевую роль в развитии психики, эмоциональной сферы и социальных навыков личности, необходимо особое внимание уделить изучению и развитию коммуникативно-речевых способностей детей с легкой умственной отсталостью. Эти навыки необходимы для успешного взаимодействия с окружающим миром и социальной адаптации [3].Отклонения в развитии речи могут проявляться как в слабой развитости речевого аппарата и недостаточной ясности произношения, так и в недоразвитости лексического запаса и недостаточной грамматической корректности высказываний. Важно отметить, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью нередко наблюдаются трудности в понимании образных и переносных значений слов, что свидетельствует о нарушениях в семантической сфере их языкового развития. Таким образом, для эффективной коррекционно-педагогической работы с данной категорией обучающихся необходимо учитывать специфику их вербального развития и применять индивидуально-дифференцированный подход [11, c. 124]. Указывается, что дошкольникам данной группы в той или иной степени присущи все известные виды речевых нарушений, что объясняется как интеллектуальным недоразвитием, так и наличием локальных мозговых повреждений, обусловливающих речевые дефекты.Однако вопрос о коммуникативных намерениях, реализуемых детьми с интеллектуальной недостаточностью, о специфике содержания, лексико-грамматического и интонационного оформления продуцируемых ими высказываний не был предметом систематического изучения в работах отечественных и зарубежных авторов [12, c. 101]. Сложности в оценке и интерпретации невербальных сигналов, ограниченные навыки в общении и управлении конфликтами, затруднения в понимании и выражении эмоций, трудности в установлении контакта с окружающими. Все эти факторы могут значительно затруднить формирование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью и требуют индивидуального подхода и комплексной помощи со стороны специалистов [5].Исследование речи дошкольников с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения их коммуникативных функций было впервые проведено В. Г. Петровой. Она отметила, что у таких детей наблюдается недостаточное участие в разговорах между собой. Даже во время игр они часто общаются, используя лишь отдельные слова вместо полноценных бесед, что стимулирует их к выполнению определенных действий. [8, с. 88]. В настоящее время особое внимание уделяется детям с нарушением интеллекта, у которых речь развивается на патологической основе. У них наблюдается замедленный темп в овладении речевыми качествами и сложность в правильном произношении. Причиной этого является недоразвитие функций психики, таких как моторное недоразвитие, несформированность движений органов речи и слабо развитый фонематический слух. Органическое поражение мозга у этих детей приводит к нарушению познавательной сферы, включая память, восприятие, мышление и внимание [8, с. 82]. Дети с интеллектуальными нарушениями часто сталкиваются с осложнениями, такими как недостаточно развитое слуховое, зрительное и двигательное восприятие, что затрудняет процесс формирования речи. Это негативно сказывается на развитии навыков общения у детей. Они часто не проявляют самостоятельной инициативы в общении, не проявляют интерес к окружающему миру. Проблемы с познавательной деятельностью мешают им задавать вопросы или участвовать в разговорах с взрослыми. Не все дети умеют поддерживать диалог из-за специфических особенностей своей речевой деятельности. Во время диалога каждый участник активно переключается между ролью слушающего и говорящего. Участвуя в диалоге, ребенок должен быстро и эффективно изменять свою речевую активность, что может быть сложно для детей с умственной отсталостью. Из-за нарушений интеллектуальных способностей у таких детей сложно формировать коммуникативно-речевые навыки. Дети с интеллектуальной недостаточностью действительно сталкиваются с трудностями в переключении между различными видами речевой деятельности, такими как говорение и слушание. Замедленные реакции и инертность нервных процессов могут затруднять быстрое переключение и понимание информации, что приводит к нарушениям в процессе общения. Также концентрация внимания играет важную роль в поддержании беседы. Для детей с нарушениями интеллекта сложно концентрировать свое внимание на длительный период, особенно при наличии разного рода внешних раздражителей. Это может привести к потере интереса к разговору, забыванию того, о чем было сказано, и недостаточному пониманию мысли собеседника. Важно помнить, что дети с умственными нарушениями требуют дополнительной поддержки, терпимости и индивидуального подхода в процессе обучения и развития речевых навыков. Постепенное развитие навыков коммуникации и речи может быть достигнуто через специализированные методики и терапию, а также через постоянное и ласковое внимание со стороны родителей, учителей и специалистов. [8, с. 74]. Дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности в общении из-за страха, неуверенности или просто потому, что им сложно выразить свои мысли и чувства словами. Поддерживающий и терпеливый подход со стороны взрослых может постепенно помочь развить уверенность в себе и улучшить навыки общения. Поощрение за попытки говорить, даже если ответы короткие или несвязанные, также может поспособствовать улучшению коммуникативных навыков. Использование жестов и других невербальных средств коммуникации также важно в общении с умственно отсталыми детьми, поскольку это может помочь им лучше понимать высказывания и выражать свои мысли. Поэтому поддержка и понимание со стороны окружающих играют ключевую роль в помощи детям справиться с трудностями в общении и развить их коммуникативные навыки.Действия, направленные на передачу информации, обнаруживаются у детей с умственной задержкой на низком уровне. Характерной чертой для таких детей является слишком высокая отвлекаемость. Важно отметить, что дети с интеллектуальными нарушениями практически не используют невербальные средства общения. Мимика и жесты в их коммуникативной деятельности почти не используются. Невербальные средства общения у таких детей являются малоактивными, монотонными и недостаточно развитыми. Обычно к началу младшей школы они не умеют выйти за рамки собственной эгоцентрической позиции, приписывая свои мысли другим людям, и не осознавая этого. Они застревают на своем собственном мнении, игнорируя точку зрения других, что приводит к недостаточному развитию коммуникативной кооперации [1, с. 146]. У таких детей возникают трудности согласовать общий план действий и взаимодействовать с партнером во время выполнения задач. Вместо этого они следуют своим собственным правилам. Коммуникативная деятельность остается важным элементом коммуникативно-речевых действий, необходимых для передачи информации другим людям и формирования рефлексии. [1, с. 104]. Исходя из концепции Л. С. Выготского о существовании общих закономерностей нормального и аномального развития, можно сделать вывод, что процесс формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с умственной отсталостью подчинен тем же законам, что и развитие детей с нормальным уровнем развития. Отклонения в уровне интеллекта, особенности развития умственно отсталого ребенка и его поведение имеют значительное влияние на качественное формирование коммуникативной компетентности и на ход данного процесса в специальной образовательной среде [2].Взаимодействие умственно отсталых детей с другими и с взрослыми ограничено и происходит более пассивно, чем у других. Такие нарушения могут ухудшить когнитивные способности [10, с.107]. Процесс развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью требует длительного время и активного воздействия педагога как во время уроков, так и вне их, как индивидуально, так и в группе.Подготовка к общению включает в себя два аспекта: социальную практику, в рамках которой личность учится быть вовлеченной в общение, и специальные тренировки для развития коммуникативных умений. Этот процесс предполагает и количественные изменения (расширение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (лучшее произношение, развитие связной речи, понимание речи собеседника).Критерием высокой эффективности в процессе коммуникативного формирования личности является умение использовать свою речемыслительную деятельность оптимальным образом при общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Следовательно, развитие личности умственно отсталого ребенка должно быть направлено на создание благоприятной среды для положительных изменений. Важную роль в этом процессе играет развитие речевой коммуникации. Взрослый, выступая в качестве эталона и источника информации в речевой коммуникации, способен существенно повлиять на формирование коммуникативных навыков на практике [9, c. 116].Литература
  • Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева — М. : Аспект Пресс, 2018. — 376 с
  • Баблумова, М. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью. / М. Е. Баблумова, Т. Н. Исаева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - Москва, 2014. - №1.- С. 22-27
  • Баряева, Л. Б. Учим обучающихся общаться. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с первым уровнем речевого развития: учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 144 с.
  • Бетанова, С. С. Развитие коммуникативных навыков обучающихся возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С. С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета, 2012. - № 3. - С. 97-107.
  • Вечер, М. В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной отсталостью / М. В. Вечер // Ярославский педагогический вестник, 2016. – С. 81-85.
  • Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы психологии/ Выготский Л.С. 2012. № 6. – С. 38.
  • Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч.-метод. Пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : КАРО, 2013. - 336 с.
  • Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое пособие. / Зайцев, Д. В. , Зайцева, Н. В., - Педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2011. – 89 с.
  • Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания обучающихся / Е. Н. Землянская. – М. : Юрайт, 2015. – 508 с.
  • Исаев, Д. Н. Практикум по педагогии умственно отсталых обучающихся и обучающихся / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – М. : КАРО, 2012. – 176 с.
  • Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 208с.
  • Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. канд. пед. наук. / И. А. Кумова. – Ростовна-Дону. – 2014. – 217 с.
  • Literature
  • Andreeva, G. M. Social psychology: textbook for higher educational institutions / G. M. AndreevaM. : Aspect Press, 2018. — 376 p
  • Bablumova, M. E. Pedagogical conditions for the formation of communicative skills in preschoolers with moderate mental retardation. / M. E. Bablumova, T. N. Isaeva // Medical and social expertise and rehabilitation. - Moscow, 2014. - No.1.- pp. 22-27
  • Baryaeva, L. B. We teach students to communicate. Formation of communicative skills in students with the first level of speech development: an educational and methodological guide / L. B. Baryaeva, L. V. Lopatina. - St. Petersburg : Central Committee of Prof. L. B. Baryaeva, 2011. - 144 p.
  • Betanova, S. S. The development of communication skills of students of age with a mild degree of mental retardation / S. S. Betanova // Bulletin of the Moscow State Regional University, 2012. - No. 3. - pp. 97-107.
  • Evening, M. V. Parameters of research and systematization of communicative means for speech therapy work with children with moderate retardation / M. V. Evening // Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2016. – pp. 81-85.
  • Vygotsky, L.S. The game and its role in the psychological development of a child Questions of psychology/ Vygotsky L.S. 2012. No. 6. – p. 38.
  • Ekzhanova, E. A. Correctional and pedagogical assistance to children of early and preschool age with mild developmental disabilities: scientific method. The manual / E. A. Ekzhanova, E. A. Strebeleva. - St. Petersburg : KARO, 2013. - 336 p.
  • Zaitsev, D. V. Fundamentals of correctional pedagogy: an educational and methodological guide. / Zaitsev, D. V. , Zaitseva, N. V., - N. G. Chernyshevsky Pedagogical Institute. Saratov, 2011. – 89 p.
  • Zemlyanskaya, E. N. Theory and methods of educating students / E. N. Zemlyanskaya. – M. : Yurayt, 2015. – 508 p.
  • Isaev, D. N. Practicum on pedagogy of mentally retarded students and students / D. N. Isaev, T. A. Kolosova. – M. : KARO, 2012. – 176 p.
  • Kataeva, A. A. Preschool oligophrenopedagogy: Studies for students. higher. studies. institutions / A. A. Kataeva, E. A. Strebeleva. - M.: Humanit. publishing house of the VLADOS Center, 2015. - 208s.
  • Kumova, I. A. Education of the basics of communicative culture of children of the 6th year of life: Dis. candidate of pedagogical sciences. / I. A. Kumova. – Rostov-on-Don. - 2014. – 217 p.