Публикации От устной речи к письменной

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: От устной речи к письменной
Автор: Кострукова Наталья Владимировна

ОТ УСТНОЙ РЕЧИ К письменнойОчевидно, что готовность ребёнка к школе предполагает наличие у него сформированной устной речи, развитых психических функций, на которых базируется способность освоения письменной речи (это чтение и письмо).Тем не менее, как показывает практика, с каждым годом возрастает количество детей, поступающих в первый класс с различными отклонениями в речевом развитии, с нарушениями произношения звуков, вызванными неврологической патологией и другими различными причинами, что неизбежно влечёт за собой нарушения письменной речи. Немало детей и с общим недоразвитием речи (ОНР) – когда страдают все её компоненты. Вместе с тем, речевое развитие учащихся определяет возможность получения ими образования. Уровень развития навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека.Изучением нарушения чтения и письма специалисты различных отраслей медицины, как зарубежные, так и отечественные, озадачились в конце 19 - в начале 20 веков. Появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Бытовало мнение одних авторов, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей. Другие же авторы считали нарушение письменной речи самостоятельной патологией речевой Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н.К. Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатолога Р.А. Ткачева. Анализируя наблюдения за детьми с нарушениями чтения, Р.А. Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. По Р.А. Ткачеву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. В 30-х годах XX столетия нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи (Ф.A. Pay, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха — с другой. В своих ранних работах М.Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Так, каковы же основные причины нарушений письменной речи у младших школьников? Почему современные дети оказываются не готовыми к её освоению в школе? Как я уже отметила, базой к успешному освоению письменной речи являются развитые психические функции.Ребёнок при чтении должен научиться охватывать взглядом слово, а при необходимости несколько слов целиком, фиксировать взгляд на листе с текстом, мгновенно узнавать и различать сходные по начертанию буквы. За это отвечает зрительное, пространственное восприятие, внимание, память.Слуховое восприятие, внимание, память нужны для выделения из звучащей речи отдельных фрагментов: предложений, слов, слогов, звуков.За готовность руки к письму отвечает кинестетическое (мышечное, двигательное) восприятие и снова – внимание и память.Без всего этого ребёнок не сможет грамотно писать.В силу недоразвития психических функций у детей запаздывает формирование умственных навыков: анализа, сравнения, обобщения, сопоставления, проведения аналогии. Это вызывает, в свою очередь, трудности в освоении чтения и письма.Так почему же у детей страдают психические функции? Причин этому достаточно много.
  • Многие современные дети начинают говорить с запаздыванием на год, а то и два, у них поздно появляются слова, выражающие сложные смысловые категории, а они требуются для установления причинно-следственных связей между явлениями, для анализа, обобщения. Дети способны выразить ограниченный спектр эмоций, мимические мышцы работают слабо, вялая артикуляция, нет чёткой дикции, дети говорят практически с закрытым ртом, сквозь зубы, как следствие – артикуляторно-аккустическая дисграфия (артикулема диктует графему, а рука диктует кинему).
  • Дети с трудом осваивают виды деятельности, требующие усидчивости и монотонного повторения действий, к каким относится любое обучение. У ребёнка формируется поверхностное восприятие, быстрая пресыщаемость и утомляемость внимания из-за переизбытка слуховой и зрительной информации, которая обрушивается на ребёнка, не позволяя охватить материал взглядом, уловить на слух, сосредоточиться не нём.
  • В отличие от чтения книг, речь с экранов телевизоров, идущая сплошным потоком, из которой ребёнку сложно выделить границы слов, предложений, не способствует формированию речевого слуха.
  • Компьютерные игры с виртуальными предметами не учат ребёнка воспринимать отношения между вещами в реальном пространстве. Для формирования зрительного, пространственного восприятия ребёнку нужно рассмотреть предмет, потрогать, разобрать, попросту сломать, чтобы научиться соотносить части предметов между собой.
  • Подвижные и ролевые игры со сложными перемещениями в пространстве, требующие быстро ориентироваться на местности, принимать решения по поводу дальнейших действий, менять сценарий игры, способствуют развитию у ребёнка умения отслеживать, анализировать зрительный, словесный материал, умения следовать инструкции, развивают произвольное внимание. Современные дети подвижным и ролевым играм чаще предпочитают компьютерные игры, просмотр мультфильмов.
  • Недостаток ручного труда приводит к тому, что рука ребёнка не готова к письму.
  • Обращаясь к традиционным методикам по коррекции речевых нарушений, накопленным в логопедической практике, учитывая структуру дефекта возникает необходимость в их дополнении, видоизменении, в использовании новых развивающих технологий (кинезиотерапия, су-джок терапия, технологии развития речевого дыхания и голоса, мозжечковая стимуляция), позволяющих обеспечить комплексное коррекционное воздействие. В качестве примера предлагаю нижеприведённые образцы заданий, которые могут быть включены как фрагмент логопедического занятия.На развитие пространственных представлений.
  • ребёнок, стоя спиной к группе детей, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ребёнок правильно выполнил инструкцию. Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к группе. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
  • графические диктанты:
  • Уточнение временных представлений.
  • Назвать 5 дней подряд без дат и дней недели, используя схему и данные в разбивку слова: завтра, вчера, позавчера, послезавтра.
  • Установить последовательность событий, изображённых в сериях сюжетных картинок.
  • На развитие речевых возможностей средствами дивергентного (творческого, оригинального) мышления.
  • Метод каталога. Перенесение на объект свойств других отстранённых предметов.
  • Пример: ГОРОД СТРЕКОЗАБлестящая ЛетающаяБыстраяБлестящий город – после дождя, при вечернем освещении, дома сделаны из зеркал.Летающий город – детский городок аттракционов.Быстрый город – в котором быстро ездят машины.
  • Придумать рассказ, сказку, используя заданный набор слов: ветер, арбуз, машина.
  • На развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.Детям предлагаются следующие задания:
  • Соотнесение ритма с образом.
  • Логопед отхлопывает ритм слова «ЗАЯЦ» (первый слог громко, второй – тихо), затем даёт соответствующую инструкцию детям. Дети отхлопывают ритм.2) Распознание слова по ритму.Логопед ставит на доску картинку «ЗАЯЦ» и картинки «ВАТА», «ЛИСА», «ЛУНА», «ДЫНЯ» и пр., затем даёт инструкцию детям: «Найдите картинки, которые подходят к «ЗАЙЦУ».Сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, развитие межполушарного взаимодействия – это коррекционно-развивающий комплекс, позволяющий подтянуть запаздывающие в своём развитии функции головного мозга через двигательные упражнения.
  • Зрительная гимнастика с опорой на схему.
  • Выполнение различных перекрёстных движений (одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений; правой рукой зажимаем нос, левой рукой держимся за правое ухо, затем одновременно меняем положение рук: левая рука – нос, правая рука - левое ухо.
  • Рисование на вертикальной поверхности, рисование одновременно двумя руками.
  • Физические упражнения, направленные на совершенствование функций мозжечка (удержание равновесия, стоя на балансире – можно сочетать в работе по отработке слоговой структуры слов; прохождение по дорожке с кольцом от пирамидки на голове и пр.).
  • Предложенные выше задания и подобные им, включенные как фрагмент коррекционного логопедического занятия, позволят повысить эффективность работы логопеда и ускорить получение планируемого результата.Библиографический список:
  • Логопедия. Иллюстрированный справочник. И.А. Смирнова. Санкт-Петербург: Издательство «КАРО», 2016.
  • Логопедия. Е. Краузе. Санкт-Петербург: Издательство «Корона. Век», 2017.
  • Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. И.В. Прищепова. Санкт-Петербург: Издательство «КАРО», 2008.
  • Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения (Принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией): Методические рекомендации. – Москва: «АРКТИ», Издательство «ГНОМ», 2016.
  • Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – 2-е издание, переработанное и дополненное - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  • Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. И.Н. Садовникова. Москва: ПАРАДИГМА, 2012.
  • Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Издание переработанное и дополненное. М.А. Полякова. Москва: Т. Дмитриева, 2015.
  • Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1/ Т. Новикова-Иванцова. – ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная школа) № 1708», 2015.
  • Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2011.
  • 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2015.
  • Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. – 2-е издание, исправленное. – М.: Издательство «ГНОМ», 2014.
  • Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи/ Автор-составитель Н.Г. Даньшина. – 4-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: «АРКТИ», 2016.
  • Нейродиагностика и нейростимуляция сенсомоторного и интеллектуального базиса речи при ЗПР. Материалы вебинара Е.Ф. Архиповой, профессора, доктора педагогических наук. Санкт-Петербург. ЧОУ ДПО «Логопед Профи». Образовательный портал «ЛОГОЭКСПЕРТ». Сертификат от 29.05.2020 № 106990.
  • Структура и содержание индивидуального логопедического занятия в ДОО. Материалы вебинара Е.Ф. Архиповой, профессора, доктора педагогических наук. Санкт-Петербург. ЧОУ ДПО «Логопед Профи». Образовательный портал «ЛОГОЭКСПЕРТ». Сертификат от 18.06.2020 № 126687.
  • Диагностика речевого развития дошкольников с ОНР. Материалы вебинара Е.В. Мазановой. Санкт-Петербург. ЧОУ ДПО «Логопед Профи». Образовательный портал «ЛОГОЭКСПЕРТ». Сертификат от 08.05.2020 № 98300.
  • СДВГ. Как ввести элементы нейрокоррекции в логопедическое занятие. Междисциплинарный подход. Материалы вебинара Т.К. Ефимовой, клинического и практикующего нейропсихолога, руководителя центра нейрокоррекции, преподавателя Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. АНО ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф». Сертификат от 15.06.2020 № 126687.