Публикации ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Лебедева Мария Владимировна

УДК 37ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Лебедева Мария ВладимировнастудентБелгородский государственный университетБелгород Аннотация. В статье рассматривается определение дидактических игр и применение их как средства эстетического воспитания школьников. Особое внимание уделяется роли эстетического воспитания в развитии личности. Изучение дидактических игр как средства эстетического воспитания школьников актуально, так как игровая деятельность способствует развитию творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы учащихся, а также позволяет интегрировать эстетическое воспитание в образовательный процесс.Ключевые слова: дидактические игры, эстетическое воспитаниеЭстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты» (К. Маркс), об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека [12, c. 416].Воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [2, c. 5].В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой нами была найдена следующая формулировка: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [11, с. 121].Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [8, c. 43]Ещё одна категория эстетического воспитания - сложное социальнопсихологическое образование – эстетический вкус. А.И. Буров предлагает следующее определение: «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [5, с. 201]. Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством» [9, с. 45].Рассмотрев данные определения понятия эстетическое воспитание, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся. Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни и оценивать ее. В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, в-четвертых, — это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.О том, каковы основные задачи эстетического воспитания школьников, говорит Г.С. Лабковская: «Будучи важнейшим средством передачи всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, эстетическое воспитание выполняет свои специфические задачи. Во-первых, оно начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям… Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими… Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности» [7, с 44].Одна из особенностей эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у обучающихся, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев [8, с.175].Мы выяснили, что эстетическое воспитание играет важную роль в формировании культурной личности, способной оценивать и создавать произведения искусства, развивать творческие способности и чувство прекрасного. Процесс эстетического воспитания направлен на формирование эстетической культуры, развитие художественного вкуса, эмоциональной и нравственной сферы человека. Одним из эффективных инструментов, способствующих достижению этих целей на уроках в школе, является дидактическая игра.Понятие термину дидактика дает Н.В. Бордковская в своем учебном пособии: «в широком смысле дидактика представляет собой отрасль педагогики, направленную на изучение и раскрытие теоретических аспектов организации образовательного процесса, таких как принципы, методы, закономерности обучения, а также направленную на разработку новых принципов, методик, стратегий, систем и технологий обучения или поиск уже существующих. В более узком смысле дидактика – это наука об образовании и обучении, включающая цели, содержание, методы, средства и результаты обучения, которые могут быть достигнуты в процессе получения образования» [3, с. 171]. Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения. Важно сказать о том, чем в педагогике является игра. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра – это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [1, c. 65]. В.А. Сухомлинский дал данному понятию следующую трактовку: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10, c.114]. Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [6, c.65]. По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [10]. Н.И. Бумаженко в статье «Классификация дидактических игр: теоретический аспект» классифицирует дидактические игры на основе «их воздействия на отдельные психические процессы как:
  • интеллектуальные - порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;
  • эмоциональные - возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);
  • регулятивные - формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;
  • творческие - активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;
  • социальные - способствующие развитию личности, осознанию места и
  • значимости в обществе, отношения к окружающему миру» [4, с 67].
  • Дидактические игры играют важную роль в эстетическом воспитании, способствуя формированию эстетической культуры, развитию художественного вкуса и эмоционально-нравственной сферы личности. Они помогают учащимся расширить кругозор, развить творческое мышление и умение анализировать произведения искусства. Художественно-эстетическое развитие в ходе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. ЗаключениеТаким образом, использование дидактических игр для эстетического воспитания школьников является эффективным методом, способствующим развитию творческого мышления, социализации и формированию эстетического вкуса у детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.2.Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы./Н.И.Болдырев.-М.:Академия, 2014. – 368 с.3.Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с4.Бумаженко, Н. И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект / Н.И. Бумаженко. -2001. - № 2 (20). - с. 65-68. 5.Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников: учеб. пособие / А.И. Буров, Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1974. – 303 с.6.Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии: учеб. пособие для вузов / Л.С. Выготский. М.: ЭКСПО-Пресс, 2012. – 108 с.7.Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-с.204.8.Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для пед. институтов /Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.9.Неменский, Б. М. Мудрость красоты/М. Б. Неменский. – М.: Просвещение,2010.- 169 с.10.Сухомлинский, В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский.- М.: Просвещение,2004.-243 с.11.Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – 22 с.12.Эстетика: Словарь/под общ.ред. А.А. Беляева и др. — М.: Политиздат,1989. — 447 с.