Публикации ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПУТНИКА ЖИЗНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПУТНИКА ЖИЗНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Автор: Лебедева Мария Владимировна

УДК 37ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СПУТНИКА ЖИЗНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕЛебедева Мария ВладимировнастудентБелгородский государственный университетБелгород Аннотация. В статье рассматривается определение психологических причин выбора спутника жизни в юношеском возрасте. Сегодня тема взаимоотношений людей в данном возрасте очень актуальна. В связи с тем, что сейчас увеличился процент разводов среди молодых людей, вступивших в брак, уже после первого года совместной жизни, необходимо выяснить ошибки при выборе спутника жизни.Ключевые слова: выбор спутника жизни, юношеский возраст, психологические причины.По мнению автора психологического словаря В.П. Зинченко, «юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии юношеский возраст был определен как 17-21 - для юношей и 16-20 лет для девушек» [5, с. 572].Как пишет А. Н. Леонтьев: «Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии» [4, с. 5].Главная особенность юношеского возраста - это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении со сверстниками. В качестве главных новообразований в этом возрасте И. С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Если такой друг находится, то юноша чувствует себя намного уверенней, ему легче найти ответы на возникающие каждодневные вопросы [цит. по 4].Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого- понимание и самораскрытие. В юношеском возрасте потребность в доверительном общении с близкими взрослыми не всегда находит свое удовлетворение, что отрицательно сказывается на развитии личности.Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека.В юношеском возрасте актуальна потребность в понимании, сопереживании, а также в надежном друге. В этот период часто приходит первая серьезная влюбленность, первые романтические отношения. Это и является одной из причин выбора спутника жизни. В. А. Сухомлинский пишет, что влюбленность подростков, основанная на духовном богатстве интересов, запросов, потребностей, воспитывает утонченность, грациозность, деликатность человеческих отношений. Тот, кто влюблен в красоту, чувствует и понимает красоту человека, становится к нему более чутким [цит. по 6].Очень важно, чтобы чувства к потенциальному спутнику жизни были взаимными. Об этом говорит и Л. Антипина: «любовь должна быть взаимной; если она не вызывает взаимности, не порождает ответной любви, то такая любовь бессильна, и она — несчастье» [2, с 4].Часто говорят, что строить семью на основе первой юношеской влюбленности неосмотрительно, необходимо взвесить все риски и не торопиться оформлять брак.З.И. Айгумова и В.Р. Айгунов считают, что «схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак» [1, с.39З].Очень важно, чтобы у потенциальных партнеров были схожие ценности и приоритеты, которые, по мнению З.А.Аксютиной и О.А.Озеровой «уже оказываются сформированными к 18-20 годам в течение первичной социализации. Эти ценности остаются в той или иной степени стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьёзные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого являются изменения социального смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных объектов» [3, с.3].Важную роль при выборе спутника жизни играет его духовность. Духовностью называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Это деятельность по созиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его. На втором месте среди мотивов брака – желание иметь детей, на третьем – желание избавиться от одиночества. Реже указывались такие мотивы, как материальные и бытовые соображения. Довольно много оказалось молодых людей, вступивших в брак вынужденно, в связи с беременностью. С.В. Ковалев считает, что люди вступают в брак, в основном ориентируясь на него как на: преимущественно хозяйственно-бытовой союз, т.е. искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство; союз нравственно-психологический, желание найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно вас; союз семейно-родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей; союз интимно-личный, стремясь найти желанного и любимого партнера для любви[цит. по 1]. Однако, по мнению автора, ни одна из этих целей не исключает других. Но если один супруг считает главной одну из них, а другой другую (а домашние – вообще третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, кризисные периоды семейной жизни.Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит: обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли; общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ; уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь заветного любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»; неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»; интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака; взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношения жалость, она же в вариантах вины, долга воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль; порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним; выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие; месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»; боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни».Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их воспринимаются серьезно, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме [цит. по 1].З.И. Айгумова и В.Р. Айгунов, обобщая свои исследования по этой теме, говорят: «итак, люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация брачного выбора характеризуется двойственностью: с одной стороны, молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой стороны, он выступает в роли молодожена. Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к периоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье»[1, с.61]. Созвучно с их мнением и мнение Эрика Эриксона, который говорит: «когда юноша, физически созревший для деторождения, все же не способен любить так, чтобы чувствовать связь с другим человеком (это могут давать друг другу лишь люди с достаточно сформированной идентичностью), он не может последовательно прилагать усилия, чтобы быть родителем» [7, с.145].Таким образом, юношеский возраст - период жизни человека между подростковым и взрослым возрастом. Именно в это время человек начинает задумываться о выборе спутника жизни. Ведущей деятельностью в этот период является самоопределение. Юность — это время выбора жизненного пути и того человека, который пройдет этот путь вместе с вами. Главная особенность юношеского возраста - это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания возникает внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Это чувство одиночества появляется от невозможности выразить в общении всю полноту своих чувств. В этот период часто приходит первая серьезная влюбленность, первые романтические отношения. Это и является одной из причин выбора спутника жизни. Часто первая любовь переходит в брак. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношение личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей. Наиболее значимыми являются мотивы:1.Мотивы, реализующие потребность любить самому и2.Быть любимым партнером.3.Мотивы самоутверждения и самореализации 4.Мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя.5.Прагматический мотив.Люди создают семьи по разным причинам: в основном, чтобы уйти из дома, завести детей, обрести любовь всей жизни. Заключение:Таким образом, юношеский возраст - период жизни человека между подростковым и взрослым возрастом. Именно в это время человек начинает задумываться о выборе спутника жизни. В этот период часто приходит первая серьезная влюбленность, первые романтические отношения. Это и является одной из причин выбора спутника жизни. Часто первая любовь переходит в брак. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношение личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей. Люди создают семьи по разным причинам: в основном, чтобы уйти из дома, завести детей, обрести любовь всей жизни.Список использованных источников:1)Айгумова З.И., Айгунов, В.Р. Мотивация выбора супруга. – М.: Прометей, 2010. – 216 с.2)Антипина Л. «Ты и я»-М.: Высш. Шк., 1989 – 367 с. 3)Карабанова О.А. Молчанов С. В. «Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость», Национальный психологический журнал 2017. № 2.c.92-97 4)Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.»/А.Н. Леонтьев -М.: Владос 2013.5)Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко. -М.:Знание, 2012.6)Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 357-361.7)Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/пер. с англ; общ.ред и предисл. А. В. Толстых.- М.: Прогресс, 2008.