Публикации Воспитание культуры здоровья у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание культуры здоровья у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
Автор: Липенская Татьяна Алексеевна

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтенияОдна из ключевых составляющих сложного процесса становления личности – воспитание на основе нравственных принципов. Это процесс, в ходе которого индивид усваивает моральные ценности, формирует нравственные качества, способность руководствоваться идеалом, следовать моральным нормам и правилам, превращая свои убеждения и представления в конкретные поступки и поведение.Одной из основных задач современного общества является воспитание личности как процесс развития. Формирование духовно развитого индивида, преодоление его отчужденности от собственной сущности в процессе исторического развития общества не происходит само собой. Это требует усилий со стороны людей. Эти усилия направляются на создание материальных возможностей, обеспечение объективных социальных условий, а также на развитие духовной и моральной сферы личности.Однако простое наличие благоприятных условий недостаточно для эффективного формирования развитой личности. Организация систематического воспитательного процесса, основанного на понимании закономерностей развития личности, является жизненно необходимой. Этот процесс является важной и всеобщей формой развития личности.Учитель играет ключевую роль в нравственном становлении школьников. Педагог, занимающийся нравственным развитием, должен служить примером нравственного поведения, обладать собственной нравственной ценностью. Выбор ученика должен основываться не только на рассуждениях и расчетах, но и на эмоциональном и чувственном опыте.Человек по своей природе стремится к разнообразию, поэтому монотонная, безжизненная и однообразная речь педагога может убить интерес к общению и сотрудничеству, делая нравственное воспитание менее эффективным или даже невозможным. Результат работы педагога также зависит от его способности научить ребенка воспринимать мир интонационно и образно.Формирование основ будущей личности связано с воспитанием нравственных качеств, раскрытием индивидуальности и творческих способностей ребенка. Если мы обогатим школьника только знаниями, не обращая внимания на его нравственное развитие, мы превратим его в послушного подчиненного без своего собственного мнения.Важную роль в формировании личности ребенка играет воспитательная работа. Управление воспитательным процессом подразумевает не только коррекцию негативного поведения и мышления, но и развитие потребности в самосовершенствовании и самореализации как физически, так и духовно. Каждый человек воспитывает себя в первую очередь сам.Выбор методов нравственного воспитания зависит от возраста учащихся и уровня их жизненного опыта. Методы воспитания должны организовывать процесс нравственного развития личности, влиять на учащихся и обогащать их нравственный опыт. От знания и умения использовать различные методы нравственного воспитания зависит успешное формирование личности и ее нравственного развития.Основная задача литературного образования заключается в том, чтобы ознакомить учеников с богатством отечественной и мировой художественной литературы, развивая их способность к эстетическому восприятию и анализу литературных явлений, отражающих жизнь. На этой основе формируются их эстетические вкусы, гражданская и нравственная позиция. Достижение этой цели включает в себя прочтение и изучение выдающихся произведений культуры, формирование у младших школьников знаний и умений по освоению художественных ценностей. Также важно развивать эмоциональную культуру, формировать специальные художественно-творческие способности и воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений. Уроки литературного чтения должны пробуждать интерес у детей к словесному творчеству и чтению художественных произведений. Учебные программы строятся на двух принципах: художественно-эстетическом и литературном. Художественно-эстетический принцип определяет выбор художественных текстов для чтения, показывая детям, что перед ними не просто информативные тексты, а произведения искусства, открывающие красоту мира и человеческих отношений. Литературоведческий принцип подчеркивает анализ художественного текста, выделяя художественный образ как общий язык искусства. На уроках создаются проблемные ситуации, чтобы ученики могли вжиться в роль литературного героя и развивать моральные качества. Учитель ставит перед собой нравственные задачи и цели, укрепляя в сознании учеников важные нравственные принципы. Уроки литературного чтения помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей через изучение литературных произведений.Ученики изучают и обсуждают тексты, в которых задаются вопросы о справедливости, товариществе, честности, дружбе, верности, гуманности и патриотизме. Очень важно привлечь внимание учеников на уроках к идее проявления добра и зла в литературе, внушить им стремление бороться со несправедливостью, жестокостью и нечестностью. Поведение литературных героев для младших школьников часто является образцом, по которому они оценивают свои собственные поступки и поступки своих товарищей. Чтение художественных произведений в начальной школе играет значительную роль в формировании нравственных качеств у детей, воздействуя на их мысли, воображение и чувства, а также оказывая влияние на поведение. Выбор литературных произведений в начальной школе это разнообразие тематики, стиля и языка, который закладывает эмоциональную глубину. Уроки литературного чтения представляют собой богатый источник переживаний и внутреннего интеллектуально-эмоционального опыта, который способствует формированию картины мира читателя и помогает им понимать нормы поведения и общения в обществе. Изучение литературных произведений позволяет детям вживаться в ситуации, описанные в текстах, развивая способность к идентификации с героями произведений. В процессе мысленного сочувствия к литературным героям у младших школьников могут возникать сильные переживания, способствующие формированию их нравственных качеств. Сказки всегда оказывали глубокое влияние на детей, внося в их воспитание народную мудрость и христианскую нравственность. Вместе с учителями анализируя сюжеты сказок, дети приобретают умения правильно вести себя в различных жизненных ситуациях и понимают основы моральности. Уроки, посвященные сказкам в начальной школе, становятся уроками духовности и патриотизма, помогая детям находить эстетическое удовольствие, уважать старших и учиться жить по праведным принципам. Сказки и былины являются важным элементом формирования нравственных ценностей у детей, вдохновляя их на следование старым заповедям и жизнь в соответствии с нравственными нормами.В современном обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. А ведь пословицы это блистательное проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, а также живописной изобразительной силой пословиц.В каждой области человеческого существования можно найти пословицы, которые играют важную роль. Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делая ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы выражают мудрость народа, его наблюдения над миром, природой и взаимоотношениями людей в сжатой форме. Предки сквозь них передают свои взгляды, учитывая наш опыт. В-третьих, содержание пословиц разнообразно: пожелания, советы, нравственные уроки, философские мысли. Большинство пословиц посвящено нравственным аспектам человеческой жизни. Поэтому их использование на уроках литературного чтения является эффективным. Таким образом, пословицы – это не застывший элемент языка, а динамичный и развивающийся. В нашу речь постоянно входят афоризмы из литературных произведений. Важное место на уроках литературного чтения занимает лирика, выражающая субъективные переживания автора. Анализ лирических произведений учебников позволяет учащимся учиться сопереживать и понимать чувства автора и идею произведения. Стихи помогают младшим школьникам понимать человеческие чувства, вызывать и изменять настроение, формировать поэтическое видение мира и любовь к природе и родной речи.Воспитание нравственных качеств детей происходит на уроках и взаимодействии между учащимися. Учитель ставит перед учениками требования: не мешать другим, внимательно слушать, участвовать в общей работе. Совместная деятельность на уроке формирует отношения, способствует развитию личности и взаимопониманию. Создание проблемных ситуаций позволяет ученикам общаться друг с другом, а учителю – оценить уровень нравственных качеств.Итак, воспитание нравственных качеств происходит на уроках литературного чтения, которые помогают учащимся усвоить ценности культуры и развиваться как личности. Учитель играет ключевую роль в формировании нравственных ценностей учеников.Слово учителя – это своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.Важной частью в работе учителя по формированию нравственного развития являются определение основных методов нравственного воспитания.На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы дети на уроке думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.Читая и анализируя произведение, каждый ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова. Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о баснописце (например, И.А. Крылове) как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя учащихся от сюжетной основы басни к мотивам поступков героев.Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. В ходе первоначального обучения уменьшается применение информативно-репродуктивных методов до минимума. Они применяются лишь в случаях, когда у учеников отсутствует необходимая база для активного мышления, или же из-за сложности учебного материала. Диалог особенно полезен, когда в ходе него не только воспроизводится учебный материал, но и стимулируется мышление учеников, анализ фактов и другое. В учебной практике для младших школьников используется самостоятельная работа по заданиям учителя, а также анализ художественной литературы.На уроках преобладают эвристические методы: решение задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристические диалоги и другие. Особенно эффективным средством воспитания считаются специально составленные познавательные задачи. При их решении младшие школьники используют свои моральные представления при анализе поведения литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.Рассмотрение различных нравственных ситуаций способствует активизации воображения ребенка. Это играет важную роль в формировании позитивных изменений в нем самом благодаря возникновению у него «образа себя», действующего в соответствии с моральными нормами.Таким образом, нравственное воспитание на уроках литературного чтения имеет свои индивидуальные особенности. Важно учитывать подбор методов, средств и форм воспитания. В качестве проводников воспитания выступают педагогические технологии (здоровый образ жизни, игровые средства, информационные методы). Всё это необходимо учитывать педагогу при организации уроков литературного чтения.