Публикации Методическая разработка на тему "Физминутка на уроках"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на тему "Физминутка на уроках"
Автор: Черкесова Виктория Сергеевна

Администрация Среднеахтубинского муниципального районаВолгоградской областиМуниципальное казенное учреждение дополнительного образования«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской областиМетодическая разработка на тему:«Физминутка на занятиях»Автор-составительпедагог дополнительного образованияЧеркесова Виктория Сергеевнар.п. Средняя Ахтуба, 2023Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы оздоровительные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние. Дети после физминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Физминутки — это часть системы использования здоровьесберегающих технологий.Основные требования к проведению физминуток:- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты занятия, в зависимости от возраста, вида деятельности, и т. д.);- подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;- необходимо обеспечить разнообразные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;- проводить физминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;- физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, дидактической игры с движением.- во время проведения физминуток учащиеся могут сидеть за партой (письменным столом) или стоять около неё (него), находиться у классной доски или в проходах между партами (в комнате), стоять в кругу, врассыпную, в парах и т.д.  Внешние признаки усталости ребенка:частая смена позы,потягивание,встряхивание руками,зевота,закрывание глаз,подпирание головы,остановившийся взгляд,ненужное перекладывание предметов,разговор с соседом,увеличение количества ошибок в ответах,не восприятие вопроса,задержка с ответом,частые поглядывания на часы в ожидании конца занятий.Пальчиковые физминутки.В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.Двигательно-речевые физминутки.Этот вид физминуток наиболее популярен на занятиях (уроках). Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Танцевально-ритмические физминутки.Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.Комплекс упражнений физминутки для детей школьного возрастадля снятия зрительного утомления.Задачи:·         способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;·         предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников. Условия проведенияКомплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. БабочкаСпал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) Гимнастика для глаз по методу Г. А.Шичко 1Верх-вниз, влево-вправо.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2Круг.Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 3Покорчим рожи.Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.) Профилактика зрительного утомления и близорукостиРуки за спинку, головки назад Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)И снова читаем. Немного еще. Упражнения для глаз (комплекс 1)И. п. — сидя за партой.1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.2. Движения глазными яблоками.— глаза вправо-вверх.— глаза влево-вверх.— глаза вправо-вниз.— глаза влево-вниз.Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.3. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.Упражнения для глаз (комплекс 2)1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.Упражнения для глаз (комплекс 3)1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.Упражнения для глаз (комплекс 4)1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Гимнастика для улучшения слуха Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:1.     Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.2.     Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.3.     Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.4.     Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.5.     Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.6.     Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.7.     Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.8.     Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз). Гимнастика для рук1. Колечко.Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами.2. Лезгинка.Левую руку сложить в кулак. Большой её палец обратить в сторону. Прямой ладонью правой руки (в горизонтальном положении) прикоснуться к согнутому мизинцу левой руки. Поменять одновременно положения рук. Повторить 6 – 8 раз.3. Кулак – ребро – ладонь.Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.4. Зеркальное рисование.На столе чистый лист бумаги. Ребёнок в обе руки берёт по карандашу или фломастеру. Начинает рисовать два одинаковых рисунка (или геометрических фигуры). Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, вы увидите более быстрое и точное выполнение работы.5. Ухо – нос.Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.6. Змейка.Скрестить руки ладонями друг к другу. Сцепить пальцы в «замок». Вывернуть руки к себе. Затем взрослый говорит, каким пальцем пошевелить. Упражнение заканчивается, когда поработали все десять пальцев.Дом и воротаНа поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.В этот домик приглашаем."Крыша". ИндюкИндюк из города идет,Игрушку новую везет.Игрушка не простая,Игрушка расписная. Пальчики обеих рук "идут" по столу. Новые кроссовкиКак у нашей кошкиНа ногах сапожки,Как у нашей свинки На ногах ботинки.А у пса на лапкахГолубые тапки.А козленок маленький обувает валенки.А сыночек Вовка - новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого.Вот так. Вот так.Новые кроссовки. "Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук. ГостиСтала Маша гостей созывать:И Иван приди, и Степан приди,И Матвей приди, и Сергей приди,А Никитушка - ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пятьРаз, два, три, четыре, пять, Хлопки на счет.Вышел пальчик погулять. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.Только вышел из ворот - Глядь, другой к нему идет. Присоединяется средний палец.Вместе весело идти,Ну-ка, третий, выходи. Затем - безымянный.Вместе встанем в хоровод - Вот. Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони. Строим домЦелый день тук да тук -Раздается звонкий стук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.Молоточки стучат, Стучать кулаком о кулак.Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). Пальцы соединить, показать "крышу".Вот какой хороший дом, Сжимать-разжимать пальцы.Как мы славно заживем. Вращать кисти рук. ЦветокВырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. Засолка капустыМы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз.Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.Мы капусту солим,Имитировать посыпание солью из щепотки.Мы капусту жмем. Сжимать и разжимать пальцы.  Кого встретили в лесу?Раз, два, три, четыре, пять.Дети в лес пошли гулять. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной.Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны.Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку.Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя. Пять и пятьПять и пять пошли гулять.Вместе весело играть. Сжимание - разжимание пальцев рук.Повернулись, улыбнулись, Вращение кистей рук.В кулачок опять свернулись.Вот какие молодцы. Стучать кулачками.ЯблонькаУ дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.Вот и яблочко у нас. Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести.Ах, какой приятный вкус. ДружбаДружа в нашей группеДевочки и мальчики. Соединять пальцы в "замок".С вами мы подружимМаленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.Раз, два, три, четыре, пять -Начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями. ПрогулкаПошли пальчики гулять, Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.А вторые догонять. По столу "бегут" указательные пальцы.Треть пальчики бегом, Средние пальцы.А четвертые пешком. Безымянные пальцы.Пятый пальчик поскакал Касаться стола ритмично обоими мизинцами.И в конце пути упал. Хлопнуть кулаками по столу. Засолка капустыМы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз.Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.Мы капусту солим, Имитировать посыпание солью из щепотки.Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. НаперегонкиМы по лесенке бежалиИ ступенечки считали:Раз, два, три, четыре, пять,Вышли дети погулять,Побежали вдоль рекиДети наперегонки. Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами. Дыхательная гимнастикаДыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями. Правила дыхания при выполнении упражнений- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание. ВетерВетер сверху набежал,Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»Дул он долго, зло ворчалИ деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.) Гудок паровозаЧерез нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов). Гуляем на полянкеВ ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы). Дыхательная гимнастикаСделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.  Дыхательная медитацияСядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. Дышим глубжеНосом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)Дышим глубже,А потом — Марш на месте, Не спеша,Коль погода хороша! Завели машинуЗавели машину,(Вдох.)Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)Накачали шину,(Вдох.)Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)Улыбнулись веселей И поехали быстрей,(Вдох.)Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.) НыряниеНужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения. ПтичкаПтичка крылышками замахалаИ тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».(Вдох. Выдох.)Руки к солнцу поднимаюРуки к солнцу поднимаю,И вздыхаю, и вздыхаю,Опускаю руки вниз,Выдох - паровоза свист.На четыре — вдох глубокий,Раз, два, три, четыре.Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.) СкороговоркиНужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.На пригорке возле горкиЖили тридцать три Егорки:Раз Егорка, два Егорка, три Егорка... Сядем смирно, без движеньяСядем смирно, без движенья,Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)И очень глубокоВсей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)За работу нам пора. Что за праздничный парадЧто за праздничный парад,Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам! Чудо-носНосиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре нова дышим: Глубже, шире. ШарикУчитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.   Шарик красныйВоздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.) Беседа инопланетянИ. п. — сидя.Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох. ВетерИ. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.2-И. п., вдох.3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох. Ветер качает деревьяИ. п. — стоя, руки вверху.Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос. Воздушный шарикИ. п. - упор - присев.1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел». ГрибкиИ. п. - стоя на коленях.1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались». Головой кивает слон, он слонихе шлет поклонИ. п. — стоя на четвереньках.Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос. ДракончикИ. п. — сидя.1—4 - глубокий вдох через нос.5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной. ЁжикиИ. п. — сидя.1 — глубокий вдох через нос.2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос. ЗагораемИ. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать. Запахи веснып. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.- И. п. ЗмеяИ. п. — сидя на коленях.Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос. Игра с пушинкойИ. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт. Каша кипитИ. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф». Мужжалки-нужжалкиИ. п. — о. с.1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.  Мы проснулись утром раннимИ. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох. Надуваем шарИ. п. — сидя.На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по возможной амплитуде. Нам холодно1—4 - вдох через нос.5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее. Нарисуй линиюИ. п. — сидя.Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).  Посмотри на другаИ. п. — стоя, руки на поясе.1 - повороты головы вправо - вдох через нос.2—4 — И. п. — выдох через рот.5 — поворот головы влево — вдох через нос.6—8 — И. п. — выдох через рот. ПрищепкаИ. п. — о. с, вдох через нос.На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос. Птички летятИ. п. — о. с.1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос. Сдуй лепестокИ. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».  ХохотунчикиИ. п. - сидя, упор сзади.1 —4 — вдох через нос, рот закрыт.5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».