Публикации Формирующее оценивание: принципы и стратегии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание: принципы и стратегии
Автор: Кондратьева Юлия Сергеевна

Формирующее оценивание: принципы и стратегииФормирующее оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учителя используют, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в достижении планируемых результатов, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока ученики и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Ученики определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.Какие же существуют принципы формирующего оценивания? Во-первых, оценивание должно быть центрировано на ученике. Во-вторых, направляться учителем. В-третьих, формирующее оценивание разносторонне результативно. В-четвертых, оно формирует учебную деятельность. В-пятых, оценивание определяется контекстом. В-шестых, оно непрерывно. И в-седьмых, формирующее оценивание должно быть основано на качественном преподавании.Формирующее оценивание состоит из пяти ключевых стратегий:1. Учитель разъясняет ожидаемые результаты и критерии оценивания.2. Педагог организует решение учебных задач, которые будут служить свидетельством понимания учебного материала. А также – эффективные дискуссии, в которых участвуют все ученики.3. Учитель предоставляет обратную связь, которая будет стимулировать детей к достижению результатов.4. Педагог вовлекает школьников во взаимообучение.5. Учитель способствует становлению ученика как «создателя» своего знания.Вам понадобится:Задание к этапу 26 слайд6 Формирующее оценивание осуществляется с помощью приемов по трем направлениям: по итогам изученной темы (подтемы, блока, раздела, параграфа), на уроке, а также оценивание метапознавательных процессов.Чтобы оценить предметные результаты по итогам темы, применяйте «Индекс карточки». Это карточки с заданиями на обеих сторонах, например: на одной стороне надпись «Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала и обобщите их», на второй стороне – «Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме, и сформулируйте вопросы». Так вы проанализируете трудности, которые возникли у учеников в результате изучения темы, выявите материал, который нужно объяснить повторно, повторить, закрепить. «Одноминутное эссе» позволит оценить достижение предметных результатов. Здесь возможны варианты: двух-, трех-, пятиминутное эссе. Ученики пишут эссе по вопросам, например: что главное ты узнал из темы, какой материал для тебя остался непонятным?С помощью «Цепочки заметок» можно оценить достижение предметных и метапредметных результатов. Ученики передают друг другу листок, на котором учитель написал вопрос, и конверт. Получив листок, ученик пишет ответ и кладет его в конверт. Например, на последнем этапе проекта учитель пишет на листке вопрос: «В чем разница между целями и задачами проекта?». Анализ ответов позволит сделать вывод о сформированности у школьников целеполагания. Если ответ на вопрос вызывает затруднения, нужно повторить определения целей и задач проектной деятельности.«Карты понятий » позволят проанализировать, понимают ли ученики изученный материал, могут ли применять на практике теоретические знания. После того как изучили теорию, принцип или научный закон, школьникам дают задание описать по крайней мере один вариант применения на практике материала, который они только что изучили. Например, после изучения темы «Проценты» предложите ученикам сделать расчет процентной концентрации растворов для консервирования.Прием «Недельный отчет» поможет ученикам провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно. А учителю – узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса. Недельные отчеты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какой изученный материал остался для меня неясным?», «Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?»С помощью приема «Две звезды и желание» педагог определит уровень владения материалом, выявит ошибки в понимании темы, способность обобщать. Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников, но не оценить их, а определить два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который нужно доработать, – «желание».На уроках используйте прием «Сигналы рукой». Это позволит оперативно узнать, поняли ли дети материал, скорректировать темп урока. По итогам вы можете продолжить или объяснить непонятный материал повторно. Педагог предлагает школьникам показывать сигналы рукой, обозначающие понимание или непонимание изучаемого материала. Предварительно договоритесь об условных сигналах. Например, большой палец руки вверх – «я понимаю и могу объяснить», большой палец руки параллельно полу – «я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы», большой палец руки вниз – «я все еще не понимаю».Прием «Речевые образцы» на уроке позволит проанализировать, понимают ли ученики основные идеи, принципы, логику выполненного задания. Учитель периодически дает выражения-подсказки, которые помогают ученикам строить ответ. Например, при ответе на вопрос «К какому виду относится каждое из уравнений?» нужно отвечать так: «Это уравнение относится к… потому что…»Еще на уроке педагог может использовать прием «Поиск ошибки». Он поможет проанализировать, понимают ли ученики основные идеи, принципы, логику задания. Учитель намеренно дает детям письменные задания или устные высказывания, которые содержат ошибки. Затем он предлагает найти и исправить ошибки или высказать свое согласие/несогласие с высказываниями и объяснить свою точку зрения.Оценить метапознавательные процессы можно с помощью приема «Уточнение с помощью вопроса "почему?"». Варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошибки в логических рассуждениях. Ученики читают исходный текст – отрывок произведения, абзац учебника, тестовую задачу, а затем на отдельном листе, где даны четыре варианта предложений, они помечают «верно» или «неверно», проверяя соответствие предложенному тексту. Свои ответы дети должны объяснить. Вычлененное из текста предложение можно переделать способами: перефразировать с сохранением смысла, перефразировать с изменением смысла, заменить на «обманку», то есть дать предложение, сходное по синтаксической структуре и тематике, но не имеющее никакого отношения к оригинальному предложению и отрывку в целом. Можно также добавить предложение без изменений.Следующий прием – «Рассуждение по алгоритму». Он позволит учителю выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить ученику ее причины. На первом этапе работы учитель совместно с детьми вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывает на доске, выносит на слайд или распечатывает и раздает ученикам. На втором этапе дети по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем – используя алгоритм, они рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.Цель приема «Если бы я был учителем…» – выявление ошибки, трудности, неточности объяснения ученика и корректировка их. Педагог предлагает ученику, поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания.Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — действительно, временных ресурсов. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное. То есть для конкретных заданий, модулей, тем и так далее приходится создавать некие критерии оценивания — образовательные результаты, которых достигает ученик. Они могут быть разных уровней — например, начального, продвинутого и высокого. Именно формулирование критериев часто вызывает трудности, на это уходит немало времени.Результат (критерий), который мы закладываем, должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё он должен быть заранее известен и понятен ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.С формулировкой критериев сложности возникают в силу того, что мы привыкли мыслить абстрактно. Предположим, учитель разрабатывает критерии оценивания стихотворения наизусть. Один из них такой: «ученик почувствовал красоту русской природы». Но оценить это объективно невозможно, как невозможно объективно оценить знание, понимание, чувствование. А вот находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие инструменты художественного выражения — это уже конкретика, это можно измерить, и за такой результат педагог может отвечать, а учащийся может к нему стремиться.Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Такие примеры тоже известны, но это сложная работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?Это не утопия, это вполне реально. Более того — необходимо показывать педагогам, какие возможности для этого существуют. Для этого не нужно перекраивать всю систему образования, достаточно начинать постепенно — с техник, которые не требуют длительного времени для подготовки. Главное — подходить к этому осознанно, ведь формирующее оценивание направлено на использование информации, которую преподаватель получает от учеников.