Публикации ПРОГРАММУ КУРСА" "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММУ КУРСА" "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ "
Автор: НОСОВА ЛАРИСА ДМИТРИЕВНА

Технологии развития критического мышления в преподавании ИсторииТехнология развития критического мышления применяется в разных странах. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках , недоверчивости , нежелание принимать что- либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин « критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учеником. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям. Критическое мышление- способность анализировать информацию с позиции логики и личностно- ориентированного подхода, находить в ней противоречия , умение выносить обоснованные суждения , решения и применять полученные результаты как к стандартным , так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.ТРКМ:даёт возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся , проводить рефлексию; способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности.Приёмы и методы ТРКМУроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приёмов и методов.Первая стадия- ВызовСтавится задача –«вызвать» ( восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.Приёмы и методы: кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео.Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают её. Вторая стадия- ОсмыслениеСтавится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления- осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией( фильм, лекция, материал учебника).Приёмы и методы: Инсерт, ролевая игра, ведение «бортового журнала», Фишбоун.Третья стадия- РефлексияУчащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.Приёмы и методы: дискуссии, написание творческих работ (синквейнов, эссе и др.), заполнение кластеров.Методические рекомендацииПриёмы и методы ТРКМ:1.Приём «Инсерт» - пометка на полях. Приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Это маркировка текста специальными значками по мере его чтения.«V»- уже знал «+»- новое«-»- думал иначе« ?»- не понял, есть вопросыЭтот приём заставляет учащихся читать текст более внимательно, вдумчиво.2. Приём «Задай вопрос»Удачно составленный вопрос- это уже наполовину полученный ответ. Перед изучением текста ребятам даётся задание составить к нему список вопросов. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.3. Приём « Верные и неверные утверждения»Перед началом урока по какой- либо теме учащимся предлагается ряд высказываний. Установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией ( текст параграфа, лекция) оценить их достоверность.4. Синквэйн- это стихотворение, которое требует синтеза информации.Существительное прилагательное прилагательное глагол глагол глагол фраза из 4 слов существительное ( вывод)