Публикации
"Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Автор: Носова Лариса Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Автор: Носова Лариса Дмитриевна
Носова Лариса ДмитриевнаПрактическая работа «Разработка заданий по читательской грамотности»Задания на умения находить и извлекать информациюУрок обществознания 5 класс. «Государственные символы России» Используя текст п. 12 учебника, вставь пропущенные в тексте слова.В законе о Государственном _____________нашей страны написано: «Государственный _______________ Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический ( от «геральдика»- наука о _______________) щит с золотым _____________ орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла-______________( жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти), в левой – держава.Урок обществознания8 класс. «Предпринимательская деятельность» Социологическая служба в 2012 г опросила полторы тысячи предпринимателей. Им задали вопрос: « Какие действия Вы относите к понятию «социальная ответственность бизнеса». Можно было назвать несколько действий.Были получены следующие данные:Ответь на вопросы: Как проявляется социальная ответственность в действиях, наиболее популярных ( 20% и более) среди отвечающих?Какие действия называли реже всего?Урок обществознания. 9 класс.» Семейные правоотношения». Познакомься со статьями Семейного кодекса РФ и ответь на вопросы.Статья 81. 1.При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания . Статья 86 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.Статья 87. 1.Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. 3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. (Извлечения из Семейного кодекса РФ)Назовите любые три установленных законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов. Согласно Семейному кодексу РФ, при определённых условиях каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей. (Укажите три таких условия). Как закон защищает интересы нетрудоспособных родителей? Как принцип справедливости реализован в имущественных отношениях родителей и совершеннолетних детей? Задания на умения интегрировать и интерпретировать информациюУрок обществознания 9 класс. «Политика и власть» Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:«Мне всё равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства», «Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумай, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запиши в таблицу по два аргумента.Урок обществознания 8 класс. «Собственность» Прочитай извлечения из Гражданского кодекса РФ и выполни задания. Статья. 209. Содержание права собственности.1.Собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не ненарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом….Статья 212. Субъекты права собственности.В Российской Федерации признаётся частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом. Заполни таблицу, используя содержание документа. 3.Урок обществознания 8 класс « Безработица, её причины и последствия»Причитай текст о видах безработицы и выполни задание.Сезонная безработица зависти от колебаний в уровне экономической активности в течении года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъёма экономики. Существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящий по должности и зарплате, условиями труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые ниже примеры с видами безработицы.Задания на умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста.Урок обществознания 5 класс « Семейное хозяйство» Прочитай текс и ответь на вопросы. Участие в труде, по мнению князя, предупреждает от такого порока, как лень. «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научиться».С XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений- «Домострой», составленный при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра. Это литературное произведение было своеобразной энциклопедией русского домашнего быта, в которой подробно излагались наставления по ведению хозяйства, приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, торговле, вплоть до советов по лечению больных.Хозяин дома учился по «Домострою», как « не покупать лишнего, а только по нужде», «вести торг с прибылью», «учиться рукоделию, носить и сберегать одежду», «огород и сад вести»,« приветить приезжих людей, торговых или иноземцев, иных гостей» и многому другому. «Домострой» наглядно убеждал читателя в народной мудрости, что «дом вести- не лапти плести»Вопросы: Как ты думаешь, почему вопросы семейного уклада, быта, хозяйства волновали людей в разные исторические периоды? Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели, а какие не потеряли своего значения и сегодня»Урок обществознания 5 класс «Свободное время» Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей – и к телевизору. Включила, а сама на – на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто- то за кем-то гонится…..Так и сидела Наташа у телевизора , пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случалось ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?