Публикации "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Автор: Носова Лариса Дмитриевна

Носова Лариса ДмитриевнаПрактическая работа «Разработка заданий по читательской грамотности»Задания на умения находить и извлекать информацию
  • Урок обществознания 5 класс. «Государственные символы России»
  • Используя текст п. 12 учебника, вставь пропущенные в тексте слова.В законе о Государственном _____________нашей страны написано: «Государственный _______________ Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический ( от «геральдика»- наука о _______________) щит с золотым _____________ орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла-______________( жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти), в левой – держава.
  • Урок обществознания8 класс. «Предпринимательская деятельность»
  • Социологическая служба в 2012 г опросила полторы тысячи предпринимателей. Им задали вопрос: « Какие действия Вы относите к понятию «социальная ответственность бизнеса». Можно было назвать несколько действий.Были получены следующие данные:Ответь на вопросы: Как проявляется социальная ответственность в действиях, наиболее популярных ( 20% и более) среди отвечающих?Какие действия называли реже всего?
  • Урок обществознания. 9 класс.» Семейные правоотношения».
  • Познакомься со статьями Семейного кодекса РФ и ответь на вопросы.Статья 81. 1.При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания . Статья 86 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.Статья 87. 1.Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. 3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. (Извлечения из Семейного кодекса РФ)
  • Назовите любые три установленных законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
  • Согласно Семейному кодексу РФ, при определённых условиях каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей. (Укажите три таких условия).
  • Как закон защищает интересы нетрудоспособных родителей? Как принцип справедливости реализован в имущественных отношениях родителей и совершеннолетних детей?
  • Задания на умения интегрировать и интерпретировать информацию
  • Урок обществознания 9 класс. «Политика и власть»
  • Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:
  • «Мне всё равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»,
  • «Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».
  • Подумай, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запиши в таблицу по два аргумента.
  • Урок обществознания 8 класс. «Собственность»
  • Прочитай извлечения из Гражданского кодекса РФ и выполни задания. Статья. 209. Содержание права собственности.1.Собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не ненарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом….Статья 212. Субъекты права собственности.
  • В Российской Федерации признаётся частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  • Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • Права всех собственников защищаются равным образом.
  • Заполни таблицу, используя содержание документа. 3.Урок обществознания 8 класс « Безработица, её причины и последствия»Причитай текст о видах безработицы и выполни задание.Сезонная безработица зависти от колебаний в уровне экономической активности в течении года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъёма экономики. Существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящий по должности и зарплате, условиями труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые ниже примеры с видами безработицы.Задания на умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
  • Урок обществознания 5 класс « Семейное хозяйство»
  • Прочитай текс и ответь на вопросы. Участие в труде, по мнению князя, предупреждает от такого порока, как лень. «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научиться».С XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений- «Домострой», составленный при участии государственного деятеля и писателя священника Сильвестра. Это литературное произведение было своеобразной энциклопедией русского домашнего быта, в которой подробно излагались наставления по ведению хозяйства, приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, торговле, вплоть до советов по лечению больных.Хозяин дома учился по «Домострою», как « не покупать лишнего, а только по нужде», «вести торг с прибылью», «учиться рукоделию, носить и сберегать одежду», «огород и сад вести»,« приветить приезжих людей, торговых или иноземцев, иных гостей» и многому другому. «Домострой» наглядно убеждал читателя в народной мудрости, что «дом вести- не лапти плести»Вопросы: Как ты думаешь, почему вопросы семейного уклада, быта, хозяйства волновали людей в разные исторические периоды? Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели, а какие не потеряли своего значения и сегодня»
  • Урок обществознания 5 класс «Свободное время»
  • Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей – и к телевизору. Включила, а сама на – на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто- то за кем-то гонится…..Так и сидела Наташа у телевизора , пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случалось ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?