Публикации "Развитие речи у детей раннего возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речи у детей раннего возраста"
Автор: Рашидова Зульфия Алимпашаевна

Развитие речи у детей раннего возрастаРанний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию активной речи у детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.Особенности развития речи ребенка в раннем возрасте рассматривали такие авторы, как Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, М.И. Волошина, Л.C. Выготский, Е.А. Лобанова.Ранний возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период, когда ребенок начинает овладевать речью. Анализируя специфику развития речи детей, Е.С. Белова, О.А. Макарова отмечает, что необходимо как можно раньше создать условия для запуска у ребенка речевых механизмов .Особый интерес в работе с детьми раннего возраста вызывает процесс овладения словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей.  Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Например, мы даем ребенку конструктор и спрашиваем: «Хочешь поиграть в конструктор?». Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «конструктор». Но если попросить малыша принести с полки конструктор, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.Одним из ответственных периодов в развитии речи ребёнка является третий год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи. Следует отметить, что речь ребёнка раннего возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в действия составляет важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой ситуации, которая активизирует речь детей, способствуют пальчиковые игры. Ранний возраст является важным и ответственным периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить, у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и произносительная сторона речи, развивается активная речь. Поэтому в детских садах уделяется повышенное внимание развитию речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое развитие», определяя важность и актуальность для развития личности ребенка. Для развития речи детей раннего возраста необходимо обеспечение психолого-педагогических условий: планирование работы с учетом развития речи детей раннего возраста, индивидуальных особенностей, речевого опыта; применении произведений фольклора в процессе образовательной деятельности; включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации. В процессе проводимой работы с детьми, родителями и педагогами осуществлялось развитие речи у детей раннего возраста. Была обогащена предметно-развивающая среда группы, которая способствовала активизации речевой деятельности детей. Также проводились занятия, направленные на развитие всех компонентов речи. Одним из эффективных методов работы с детьми раннего возраста является использование произведений фольклора. В процессе занятий дети слушают сказки, песни, стихи, воспитатель показывает драматизации некоторых сказок, потешек. Это позволяет привлечь внимание детей, развить их фантазию и воображение.Праздники и игры-драматизации с использованием произведений фольклора также способствуют развитию речи детей. В ходе таких мероприятий дети активно общаются, высказывают свои мысли, играют роли, что способствует развитию речи, социализации и взаимодействию с другими детьми.Важным аспектом работы с детьми раннего возраста является учет их индивидуальных особенностей и речевого опыта. Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности в развитии речи. Педагог должен учитывать эти особенности и адаптировать занятия под каждого ребенка, чтобы максимально эффективно развивать его речь.