Публикации Система наставничества в современной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система наставничества в современной школе
Автор: Лайвина Александра Юрьевна

Очевидно, что наставничество – это перспективная образовательная технология, методология которой до сих пор является загадкой. Однако этот процесс многим моим коллегам и мне в том числе, представляется интересным. Я сама нахожусь на ступени поиска и для меня это еще не большой, но уникальный опыт. С одной успешной практикой я хочу познакомить вас сегодня.активные формы вовлечения учащихся в образовательный процесс. тьюторы – чаще всего роль тьютора мной осуществляется в классном руководстве. Я сопровождаю,  поддерживаю  интерес ребенка  к развитию и обучению, помогаю сформулировать запрос («какие у вас вопросы»)КОУЧИНГ Когда я Коуч  –Работаю уже с готовой целью, развиваю сильные стороны ученика,  ищу более эффективные способы достижения цели. Основная задача – повысить КПД. («У меня для вас есть несколько полезных вопросов»). Так же на уроках учу других детей быть коучами.Менторы  (настоящие наставники) - - это опытные профессионалы,  помогают на любом этапе , в том числе в целеполагании , образовательной траектории, карьере. Ментор источник ценных связей.  Я – ментор, когда готовлю детей к  экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ)Результативность использования технологии наставничества вы видите на экране, я  хотел бы обратить ваше внимание, что помимо положительной динамики уровня обученности и повышения мотивации познания,  эта технология дает высокий социальный эффект.- В моем классе активно функционирует ученическое  самоуправление.- ученическое волонтерство (благородное репетиторство)В заключении своего выступления хочу отметить, что представленная технология не является панацеей от всех проблем, наряду с этой я,  естественно, использую различные технологии, но именно эта позволяет мне наиболее полно решать  поставленные мной задачи – повышать познавательный интерес к предметам истории и обществознания и помочь найти смысл в познании прошлого во всем его многообразии.Спасибо за внимание, я готов ответить на ваши вопросы.Из старого анекдота — «Один профессор другому жалуется на студентов: «Раз объяснил — не поняли, Два объяснил — не поняли! Третий раз объяснил — сам уже ПОНЯЛ!!! — а они все равно не поняли!»При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков. В целях оказания помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, подготовки квалифицированных учителей, способных на высоком уровне проводить различные виды занятий, выполнения задач учебно-воспитательной и методической работы назначаются наставники. Наставничество является самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионала.Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет распознать профессиональные и личностные особенности учителя. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании по вопросам подготовки учащихся к экзамену по русскому языкуКаждый тематический блок изучаем по схеме: вспоминаем, восстанавливаем, систематизируем необходимые знания, интерпретируем их в соответствии с заданиями ЕГЭ. Для закрепления и тренировки берем типовые тестовые задания, соответствующие данному материалу. Для каждого тематического блока в кабинете имеются задания нескольких вариантов, которые каждый ученик должен прорешать.  Работы анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную  таблицу ошибок. Особое внимание обращаю на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. В тетрадях – опорных конспектах будущие выпускники в виде схем, таблиц, алгоритмов записывают отработанные задания, интересные, сложные примеры (так называемые капканы). Через некоторое время снова провожу  промежуточный тест и проверяю. И снова работа над ошибками. Система  внешнего мониторинга показывает реальную картину качества  знаний учащихся, помогает скорректировать работу. В конце  10 класса обучающиеся проходят промежуточную аттестацию, которая соотнесена по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.  Хорошим помощником для подготовки выпускников к ЕГЭ для меня являетсяРезультаты эффективности своей работы приведу за два последних учебных года: 2017-2018 год – 4 золотых медалиста, 5 человек  сдали ЕГЭ выше 90 баллов( 3 из них набрали 98), средний балл по классу 84;2018-2019 год – 3 выпускника сдали ЕГЭ выше 90 баллов, средний бал 77.Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я дополнительно предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме) или чаще даю готовый теоретический материал.Второй шагСоздаем алгоритм решения «задач».Мы называем задания теста задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.Третий шаг. Слушаем друг друга.Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования.Тематический контроль с эпидемиологической обстановкой проходит на сайте «Решу ЕГЭ» или «Я класс».Подготовка к итоговому контролю предполагает повторение большого объема предметного материала.Это я учитываю при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий.Такую работу я провожу в несколько этапов:1. Составление индивидуальной программы повторения.2. Организация закрепления пройденного материала.3. Контроль освоения учебного материала.