Публикации Анализ средств выразительности на уроках литературы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ средств выразительности на уроках литературы.
Автор: Костюченко Наталья Анатольевна

Анализ средств выразительности.1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.2.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.  1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.  1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.3) Ныряю с головой под одеяло.4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.5) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.9. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал.2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) «Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»2) И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.3) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.4) Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, — шептал Кашкин.5) Назывались такие супы из трав по-особенному — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам — такой же суп.11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.1) Они выскочили из школы, забежали за угол.2) О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет.3) Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.4) Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда.5) А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости.12. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.3) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…13. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.1) — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!2) Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента.3) Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.4) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.5) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».14.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.1) То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться.2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.