Публикации Профессиональная направленность на уроках физики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная направленность на уроках физики
Автор: Елена Викторовна Коверда

Профессиональная направленность - ведущая особенность организации преподавания физики.Перед преподавателями  профессиональных образовательных учреждений поставлена задача: «добиваться органического единства учебного и воспитательного процесса, тесное увязывание преподавания общеобразовательных дисциплин с профессией».Специфика содержания обучения и  воспитания обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях  требует осуществления важной особенности организации общеобразовательной подготовки – профессиональной направленности. Без этого учебно-воспитательный процесс не может быть полноценным.Превращение науки в производственную силу привело к тому, что знания по многим общеобразовательным предметам (в том числе по физике) нужны не только для формирования научного мировоззрения, но и овладения специальными знаниями, профессией. Такие знания становятся важными квалификационными требованиями к рабочим многих современных профессий: они необходимы для успешной трудовой деятельности.Профессиональная направленность преподавания физики – это мотивация учения, представляющая собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями данного предмета.Обучающихся заинтересовывают уроки, содержащие элементы новой организации преподавания курса физики в теснейшей связи с будущей профессией.Главными особенностями преподавания физики в профессиональном образовательном учреждении, я считаю профилирование предмета и межпредметные связи. Причем обе названные особенности тесно переплетаются. Профилирование предмета и  межпредметные связи решают проблемы активизации мыслительной деятельности обучающихся, помогают развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах урока.                                                                                                       В данной работе рассматриваются темы изучаемые на уроке физики, где идет мотивация учебной деятельности т.е. зачем это нужно,  теснейшая связь с профессией.В нашем техникуме  обучающиеся  получают следующие профессии:Ø  Сварщик.Ø  Автомеханик.Ø  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаØ  Мастер по обработке цифровой информацииØ  «Повар, кондитер»;Использование профессиональной направленности на уроках физики мобилизует обучающихся на максимальную активность, стремление к сознательному овладению законами.Рассмотрим таблицу, в которой предлагаются темы из курса физики и их связь с профессией.№п/пТема урокаСпециальностьПрофессиональная направленностьРаздел I:«Механика»1Способы описания движенияМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. АвтомеханикВождение транспортным средством2Виды движенийВодительВождение транспортным средством в зависимости  от вида движения.3Деформация и силы упругостиМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. СварщикДеформации и внутреннее напряжениеОсновы техники механики:4Силы трения Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. СварщикСварка трением (давлением)Двигатели, трансмиссия5МощностьМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Автомеханик. СварщикМощность сварочной дуги (5ос – 15000ос)Мощность двигателя6РаботаАвтомеханикРабота кривошинно  - шатунного механизма, газораспределение механизм, система питания, смазка, охлаждение, коробка передач7РавновесиеМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. АвтомеханикВес поршней, выравнивание массы, балансировка каленвала, погрузка и перевозка груза в автомобиле      Раздел II: «Молекулярная физика»1Газовые законыМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Сварщик. АвтомеханикПроизводства оцитилена в газогенераторах.Работа двигателя внутреннего сгорания2Виды энергииАвтомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаДвигатель внутреннего сгорания3Влажность воздухаПовар – кондитер. Сварщик. Мастер по обработке цифровой информации Хранение пищевых продуктовХранение электродов, карбидаХранение компьютера (склады, сушилки) Выброс в окружную среду СО2.(газоанализатор определяет выброс газов в окружающую среду)4Принцип действия тепловых двигателейАвтомеханик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаДвигатели автомобиля Раздел III: «Основы электродинамики»1КонденсаторАвтомеханик Сварщик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка Источник питания сварочной дуги (выпрямители)Распределение зажигания автомобиля (выравнивать силу тока, определение тока, чтобы не сгорели контакты)2Проводники и диэлектрикиАвтомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. СварщикИсточник питания (выпрямители)3Электрический токСварщик. АвтомеханикПреобразование электрического тока в сварочном производстве, электрооборудование автомобиля4Закон ОмаСварщик. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Мастер по обработке цифровой информацииИсточник питания (дополнительное сопротивление)5Последовательное и параллельное соединения проводниковМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Сварщик. АвтомеханикСоединение аккумулятора в к-700Соединение источника питания в сварочной цепи6Полупроводник и п/пр приборыМастер по обработке цифровой информации Сварщик. АвтомеханикП/пр выпрямители (селеновые и кремневые по 6 диодов)7ЭлектролитыАвтомеханики. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, водителиИспользование электролитов в аккумуляторе8Постоянный и переменный токСварщик.АвтомеханикИсточник питания: выпрямители и преобразование на постоянном токе, переменного трансформатора9ЭлектролизСварщикГорючие газы применяемые при газосварке10Электромагнитная индукцияСварщик. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка Устройство и принцип работы трансформатораРабота генератора Раздел IV: «Колебание и волны»1РезонансАвтомеханикиМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаХодовая часть автомобиля:Рессоры и амортизаторы2Генератор на транзистореАвтомеханик Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаГенераторы, транзиторная система зажигания3ТрансформаторСварщикАвтомеханикУстройства, работа и источник трансформатора – применение явления электро - магнитной индукции4РадиолокацияМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, водитель. АвтомеханикИспользуются в радарах для определения скорости автомобиля №п/пТема урокаСпециальностьПрофессиональная направленностьРаздел V: «Оптика»1Свойства светаВодитель. Автомеханик. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаЭлектрооборудование: автомобиль: освещение, сигнализация.Спектроскопы – это качественные и спектральные анализы сталей и сплавов.  Раздел V: «Квантовая физика»1ФотоэффектМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного паркаЭто явление используется в СУПН – 8, сеялка2Получение радиоактивных изотопов и их применениеМастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. АвтомеханикИспользование радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве, определение износа поршневых колец В преподавании физики имеются широкие возможности для осуществления профессиональной направленности решение задач, дает возможность развивать вычислительный навык, понимание теснейшей связи с профессией данного предмета.Преподавание физики с учетом профессиональной направленности, положительно влияет на эффективность производственной деятельности высококвалифицированного рабочего.Формирование профессионально значимых творческих качеств личности будущего специалиста – доминантная составляющая при проектировании образовательного процесса изучения курса физики.Формирование творческой личности специалиста – это составляющая устойчивого развития нашего общества, возможность удовлетворения корпоративных интересов наукоемкого производства.