Публикации Сущность понятий «коммуникативная компетенция», «общение» и «говорение».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сущность понятий «коммуникативная компетенция», «общение» и «говорение».
Автор: Шматко Елена Геннадьевна

Сущность понятий «коммуникативная компетенция», «общение» и «говорение».Известно, что одной из главных тенденцией процесса обучения иностранным языкам в настоящее время является коммуникативность, и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе. Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. В словаре методических терминов приводится следующее определения понятия коммуникация. Коммуникация – это специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Коммуникация всегда целенаправленна. Ее цель –  обмен информацией, а также сообщение и выявление коммуникативных намерений, т. е. выполнение коммуникативных задач. В процессе обмена информацией у участников общения возникает побуждение к высказыванию. При искусственно созданном общении возникает понятие - коммуникативная мотивация. Компетентность  — это отражение совершенно конкретных целей, которые должны быть достигнуты. Это то, что связано с задачами, с функциями данной конкретной работы, ее содержанием.Коммуникативная компетенция — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми[1, с.176]. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Известно, что коммуникативная компетенция возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность и служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Следовательно, коммуникативная компетенция зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражения.Е.И. Пассов (1991) считает, что целью обучения иностранному языку в начальной школе следует считать не язык и не речь как «способ формирования и формулирования мысли» и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование, письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения [11, с.223]. Вполне очевидно, что такая цель требует и соответствующий метод ее достижения. Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный метод. Таким образом, можно определить важнейшее исходное положение: обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.Поэтому, для того, чтобы увидеть, чего не хватает в процессе обучения говорению, что в нем следует изменить, учителю нужно иметь, хотя бы общее представление, как соотносятся друг с другом понятия «говорение», «общение» и «обучение».Г.М. Коджаспирова (2001) описывает общение как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками [1, с 176].Б.Д. Парыгин (1999) отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс,  и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга[ 10, с.301].Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Иногда общение может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность, когда общаются просто потому, что хочется общаться с человеком.Общение со взрослым является одним из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно-историческому опыту человечества, поскольку именно посредством общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности.Учитывая общую характеристику общения, исследователи выделяют основные его функции. Единства в этом вопросе нет. В классификации Б.В. Беляева (1965) отмечаются познавательные, эмоциональные и воспитательные функции. Все исследователи, тем не менее, отмечают, что в реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния [3, с.214]. Это влияние может быть большее или меньшее, скрытое или прямое, положительное или отрицательное. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также отличных качеств, к примеру, обаяния человека.А.А. Леонтьев (1991) отмечает, что между потенциальными общающимися всегда существуют определенные взаимоотношении[7, с.360]. В какой-то момент у обучающихся появляется некая потребность как «предпосылка всяко деятельности». Эта потребность связана с той или иной стороной жизнедеятельности человека как индивида, как субъекта какой-либо деятельности и как личности, и которая, получив свою определенность во взаимоотношениях как в предмете, мотивирует общение. Указанная потребность лежит в сфере субъектно-субъектных и включенных в них субъектно-объектных отношений.Г.В. Рогова и Ф.М. Рабинович (1991) считают, что каждый из общающихся достигает своих целей с помощью таки средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика (интонация, паузация), проксемика (телодвижения, позы) и любая совместная деятельность [15, с.278]. При этом общение достигается тремя способами: информационным (обмен мыслями, идеями, интересами, чувствами), интеракционным (взаимодействие общающихся) и перцептивным (восприятие и понимание человека человеком).Поскольку общение диалогично по своей природе, в каждом из его актов участвуют, по меньше мере, две стороны. Именно вследствие двусторонности акта социально взаимодействия продуктом общения становится интерпретация информации: столкновение двух позиций порождает нечто новое – новые знания, мысли, чувства, новую интенцию и речевую задачу. Это новое и оказывает воздействие на общающихся и определяет их тактику в рамках задуманной стратегии.Развитие навыков устного иноязычного общения происходит через развитие навыков говорения. Говорение – это речевая деятельность, обладающая специфическим признаками. Один из наиболее характерных признаков – мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило говорит потому, что у него есть внутренняя причина, есть мотив. Мотив может быть осознаваем и неосознаваем в данный момент, но он всегда связан с общением. Поэтому в методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации, т.к. мотивы присущи и любой другой деятельности.По мнению Р.Н. Мильруда (2001), мотивировать учащихся на общение можно только когда они отчетливо понимают коммуникативную проблему и пути ее решения [ 17, с.201 ].П.К. Бабиская и И.М. Андреасян (2003) указывают, что в основе компетенции, лежит потребность. В основе коммуникативной компетенции лежит потребность двух видов [2, с.288]: - потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному,- потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию.Разумеется оба эти вида взаимосвязаны, и в смысле их использования в обучении – неоднозначны. Первый вид можно назвать общей коммуникативной компетенцией, ее уровень часто не зависит от организации учебного процесса, но он является фоном для второго вида компетенции – ситуативной компетенции, уровень которой в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, в частности, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы и т.д. Ситуативная компетенция воспитывает у учащегося потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность – очень важный фактор успешного участия в общении и, следовательно, важный для установления речевого партнерства.Итак, коммуникативная компетенции - способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, участие ученика в общении как на уроке, так и вне его. Объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс,  и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.