Публикации Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературного чтения.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературного чтения.
Автор: Бурлуцкая Юлия Владимировна

Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературного чтения.В современном мире проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь дети вырастают на мультфильмах, которые можно смотреть круглосуточно и компьютерных играх. Важнейшей задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, исследовательских умений, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников. Все это может быть реализовано при работе с произведениями (сказками, рассказами, стихами, баснями, потешками и так далее) на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.В младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира. Известно, что каждый ребёнок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребёнком представления об мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечёт за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребёнка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для её реализации. А именно научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются, прежде всего, педагогического управления таким образовательным процессом. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование исследовательских умений эффективно осуществляется на уроках литературного чтения, поскольку эти уроки ориентированы на формирование эмоционально-ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников. В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О. Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии (в том числе и учителя).Особенности урока-исследования:
  • наличие единой, интересной для всех участников проблемы;
  • возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;
  • наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками
  • Все эти особенности можно реализовать на уроках изучения лирики, так как понимание лирики предполагает большую аналитическую работу, внимательное отношение к слову, умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы, обобщать и делать выводы. А это и есть исследовательские умения.