Публикации Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Горбаткова Инна Геннадиевна

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. Сухомлинский. Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и гармонии. С глубокой древности человек использовал растения в пищу, для строительства жилищ, для изготовления тканей, посуды и мебели, для лечения от ран и болезней. В наше время этот удивительный и загадочный мир требует особого – ценностного – отношения человека, а оно невозможно без изучения особенностей и видового состава растений. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач. Обычно проект состоит из трех основных этапов: 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов; 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы; 3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Пожалуй, самым увлекательным способом изучения природы является наблюдение за растениями в природе, их сбор и оформление гербария. Гербарии помогают лучше узнавать родной край и познакомиться с растениями, которые растут в нашем крае. По старинному гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий, какие растения исчезли, а какие появились в данной местности. Проект «Гербарий» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в летний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий. Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Гербарий». 2. Автор проекта: Чудакова О.В. 3. Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы. 4. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. 5. Цель: изучение природы в летний период времени с детьми старшего дошкольного возраста. 6. Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о растениях, познакомить со сбором, засушкой и оформлением растений; - формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; Воспитательные: - воспитывать желания и умений сохранять окружающий мир природы; - воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды. Развивающие: - развивать умение у детей наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; - развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок; - охранять и укреплять здоровье детей, развивать навыки здорового образа жизни. 7. Сроки проведения: август 2022 год. 8. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов). 9. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и РППС. Этапы проекта 1. Организационно-подготовительный - формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта; - наблюдения, беседы о растениях, цветах, деревьях; - целевые прогулки; - подбор наглядно-развивающей, методической, художественной литературы. - подбор иллюстраций, энциклопедий по теме; - приготовление дидактических, театрализованных игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики; - привлечение родителей к работе над данной темой; - беседа с родителями на тему «Как собрать гербарий»; - оформление стенда для родителей по темам: «Прогулки летом», «Как собирать гербарий», «Расскажите детям о растениях». 2. Основной - проведение бесед по теме: «Растения в нашем саду», «Что происходит с приходом осени», «Опасные и безопасные растения», «Берегите, природу!», «Как лечат растения»; - ситуативный разговор: «Что было бы, если бы ты был цветком?», «Что произойдет, если исчезнут все растения» - познавательно-исследовательская: «Путешествие в лес» (непосредственно образовательная деятельность), «Какие растения есть на территории детского сада», «Как растения растут», «Какие лекарственные растения есть», рассмотреть растение через лупу, целевые прогулки «Яркие пятнышки лета» (наблюдение, рассматривание цветов), «Что общего у всех растений», «Зачем делают гербарий», «История названий цветов»; - дидактические игры: «Загадай мы отгадаем», «С чьей ветки детки?», «Подбери пару», «Что лишнее?», «Найди часть», «Подбери по цвету», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом», «Узнай по силуэту», «Что изменилось?», «Доскажи словечко»; - подвижные игры «Найди пару», «1,2,3 к растению беги», «Садовник»; - чтение художественной литературы: И. Бунин, «Листопад», К. Ушинский, «Спор деревьев», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Серова «Наши цветы», загадки про цветы и растения, Л. Талимонова «Цветочный эльфик», А. Карпов «В стране дремучих трав», А. Онегов «На берегу озера»; - театрализация: этюд «Цветок», импровизация на тему «В саду»; - прослушивание П. Чайковского «Вальс цветов», детских песен «Цветиксемицветик», «Лето»; - заучивание загадок, стихов, песен; - рассматривание иллюстраций, презентаций, примеров других гербариев, альбомов луговых, садовых, лесных, декоративных, лекарственных, комнатных растений; - аппликации из сухих и живых листьев на свободную тему; - рисование: на асфальте «Мой любимый цветок», нетрадиционная техника рисования «Волшебный цветок» (рисование ватными палочками, губками), смешанная техника рисования «Цветы», «Луг» (отпечатывание листьями), рисование красками на сухих листьях; - сюжетно-ролевая игра: «Цветочный магазин», «Магазин семян», «Аптека». - сбор растений, беседа о собранном растении; - подготовка листьев к засушиванию; - составление гербария. 3. Заключительный - выставка рисунков «Росписные листья» (нетрадиционная техника рисования); - оформление альбома "Гербарий"; - презентация результата проекта «Гербарий». Предполагаемые результаты оправдались. Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Экологические знания в процессе работы над проектом уточнялись и расширялись. Дети знают названия растений, цветов, деревьев ближайшего окружения. Дети знают, что такое гербарий и как его изготовить. Отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. В процессе проекта дети получили множество положительных эмоций. В дальнейшем в своей работе мы планируем использовать альбом "Гербарий" в качестве наглядно пособия и расширить наш альбом осенним сбором растений.