Публикации
Воспитание в классном коллективе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание в классном коллективе
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание в классном коллективе
Автор: Третьякова Наталья Викторовна
Воспитание в классном коллективе В основу воспитательной системы с классом закладывается идея воспитания дружного классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса. Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как: • принцип деятельностного и творческого подхода;• принцип сотрудничества;• принцип открытости;• принцип системности;• принцип взаимоуважения;• принцип учета возрастных особенностей;• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика. Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Воспитательный процесс длительный, и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка. Полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности, развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу, воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу. Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив – ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом. Выбор актива можно провести на классном собрании, где учащиеся сами выбирают актив класса. Так, у классного руководителя появляются помощники, единомышленники, формируется ядро коллектива. В процессе разнообразных дел к активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные дела. Важным путём сплочения коллектива является накопление положительных традиций (например, праздничные дни рождения, капустники, приглашение родителей на праздники, исполнение любимой песни класса и др.). В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к общественному долгу и чести коллектива. В работе по организации внеклассной деятельности учащихся нужно опираться на следующие принципы: -Открытость;-Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);-Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;-Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;-Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;-Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);-Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;-Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая их самостоятельность, активность в принятии и реализации важных проблем. Самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начинаться с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности в классе. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся сами определяют пути решения поставленной проблемы и сами ее решают. При самоуправлении действует так называемый закон трех «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги на основе коллективного анализа». Самоуправление часто называют «школой гражданственности и зрелости». Немаловажным фактором формирования коллектива являются традиции, под которыми понимают формы коллективной жизни, наиболее ярко воплощающие характер коллективистских отношений и общественного мнения. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Традиции класса положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Они способны творить чудеса. В силу этого воспитать и сохранить традиции является важнейшей задачей в воспитательной работе с коллективом.