Публикации Роль детства в формировании самосознания зрелой личности на примере истории Билли Миллигана

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль детства в формировании самосознания зрелой личности на примере истории Билли Миллигана
Автор: Юланова Диана Юнировна

РОЛЬ ДЕТСТВА В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ БИЛЛИ МИЛЛИГАНАСлепухина Г.В., доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова, Россия, г. Магнитогорск; e-mail: gv.slepukhina@magtu.ru;Юланова Д.Ю., студент кафедры психологии, ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова, Россия, г. Магнитогорск; e-mail: yulanova31@gmail.comАннотация: В статье рассматривается роль детства в формировании самосознания зрелой личности на примере реальной истории Билли Миллигана, страдающего диссоциативным расстройством идентичности. Он был обвинён в 3 изнасилованиях с грабежом. В ходе расследования было выявлено, что внутри него находятся 24 личности. В данной статье мы рассмотрим, как события в его детстве повлияли на расщепление личности.Ключевые слова: Билли Миллиган, множественные личности, диссоциативное расстройство идентичности, детство, личность.Ребенок с рождения наделен искренностью. Взглянув на выражение его лица, можно сразу понять, что он чувствует. Разницы между подлинным состоянием и его проявлением практически нет. Когда ребенок радуется он выражает это улыбкой, или начинает капризничать, когда он устает, а если ему что-то интересно, то он протягивает руки к предмету своего интереса. Но с взрослением это уходит, так как ребенок постепенно входит в мир взрослых людей и начинается процесс, как говорят психологи, его «социокультурного развития». Это означает, что между непосредственным состоянием ребенка и формой его внешнего проявления постепенно формируется целый мир промежуточных, вспомогательных, опосредствующих механизмов. Данный процесс сложен и крайне важен для формирования личности. Он обеспечивает переход из младенческого, инстинктивного, непосредственного состояния в мир взрослости, встроенный в систему человеческих отношений, культурных норм поведения и сознания.  Однако, процесс вхождения в социум далеко не всегда бывает позитивным. Причем как показывает опыт очень часто наиболее болезненные негативные воздействия могут идти со стороны близкого окружения. Ссоры, болезни, разводы, появление других детей и потеря внешнего внимания, длительная разлука с родителями и прочее, все эти обстоятельства субъективно переживаются ребенком как боль, страх, тоска, одиночество и покинутость [5]. Сознание ребенка еще недостаточно развито, чтобы справляться и перерабатывать тяжелые переживания. Поэтому ребенок часто непереносимый для него негатив вытесняет в более глубокие неосознаваемые пласты психики. Чем сильнее и болезненнее переживание и чем больше оно подавляется, тем сильнее оно хочет вырваться наружу, вернуться в сознание. Однако, психика не случайно подавляет то, с чем сознание не может справиться, оберегая себя от невыносимой ситуации. Так создается мощный слой защитных барьеров и механизмов и начинает формироваться теневая бессознательная часть души, которую наследует взрослый человек. По этой причине во взрослой жизни могут возникать различные эгоцентрические и неконтролируемые формы поведения. Сами по себе они могут быть случайными и неосознаваемыми. Проблематично то, что, если эти бессознательные импульсы не ограничиваются эпизодами, а начинают в значительной степени определять поведение человека, который не подозревает, что его главные мотивы и решения на самом деле определяются совсем не взрослыми потребностями. В этом случае человек теряет связь с настоящим и вместо этого остаются лишь проекции и отражение реальной жизни.Сам по себе механизм вытеснения и защиты нельзя рассматривать только в негативном аспекте. Он может играть важную роль в жизни человека. Бывают периоды, когда эта способность психики становится спасением. Например, потеря близкого человека является тяжелым переживанием, часто сопровождающееся состоянием ступора и апатии. Психика защищает человека от невыносимой боли потери дорогого ему человека. Однако в случае, когда данный защитный механизм блокирует связь с реальностью и становится преобладающим, то в психике формируется устойчивая конструкция или заслон, который мешает увидеть реальность внешнего мира и собственную духовную реальность. Во взрослой жизни это приводит к расщеплению, разрыву сознательных и бессознательных структур через разрыв интеллекта и чувств. Этот разрыв нарушает как целостность внутреннего мира, так и связи с внешним миром, заменяя реальность бесконечными проекциями, далекими от действительности [3].Рассмотрим диссоциативное расстройство личности психическое заболевание, характеризующееся нарушением идентичности, в которой есть два или более отдельных состояния личности (диссоциативные идентичности), связанные с выраженными разрывами в смысле самостоятельности и принадлежности. У человека с таким диагнозом проявляются как минимум 2 отличных друг от друга устойчивых состояния личности, которые чередуются между собой. Они более выражены в ситуациях, когда человек находится в стрессовых ситуациях. Разные личности могут знать про те события, которые происходили с другими, а могут и не знать. При всём при этом между собой у личностей происходит взаимодействие во внутреннем мире человека. У пациента с диссоциативным расстройством личности случаются провалы в памяти. Иногда он не может вспомнить важные события своей жизни, личную информацию, травматические или стрессовые ситуации, произошедшие с ним. Люди, страдающие этим недугом, могут испытывать внезапные навязчивые нарушения в речи, эмоциональной сфере и поведении. Диссоциативное расстройство встречается примерно у 1% населения, причем женщин в 6 раз больше, чем мужчин. Диссоциативное расстройство личности обычно возникает у людей, которые в детстве пережили сильный стресс или травму. Дети не рождаются с чувством единой целостной личности, она развивается под влиянием многих факторов и личного опыта. У детей, подверженных длительному чрезмерному стрессу, объединение психических составляющих как целостной личности не происходит. У пациентов с диссоциативным расстройством личности часто встречаются периоды длительного физического, сексуального или эмоционального насилия и отсутствия заботы в детстве. Некоторые пациенты не подвергались насилию в детстве, но рассказывают о сильных душевных переживаниях, связанных, со смертью одного из родителей или серьезными заболеваниями [1]. Первый клинический случай данного расстройства описал швейцарский врач, философ и алхимик – Парацельс в 1640 г. Пациентом являлась женщина, которая утверждала, что кто-то ворует у нее деньги, тогда как в действительности деньги тратила ее вторая личность, а первая об этом забывала. В 1791 г. Э. Гмелин описал случай молодой женщины, у которой проявлялась вторая личность, утверждавшая, что она французская аристократка. В 1816 г. доктор С.Л. Митчел описал случай М. Рэйнолдс, у которой случились сильные судороги, она ослепла и оглохла на 5 недель, за которой последовала амнезия и раздвоение сознания. В 1888 г. вышла книга «Вариации личности», в которой был описан случай Луи Виве, имевшего 6 личностей, каждая из которых отличалась собственными паттернами мышечных сокращений. У каждой личности были свои воспоминания, строго привязанные к определенному периоду жизни Луи. В 1906 г. М. Принс в книге «Диссоциация личности» описал пациентку со множественной личностью К.Н. Фаулер. В 1954 г. Ш. Джексон в книге «Птичье гнездо» написала о женщине с множественной личностью. В 1957 году, была опубликована книга «Три лица Евы» про женщину с «множественной личностью», в том же году вышел снятый по ней фильм. В 1973 г. вышла книга Флоры Риты Шрайбер «Сивилла», которую она написала совместно с психиатром К. Уилбур, излечившей пациентку с 16 личностями. Всплеск диагностики пришелся на 80-ые годы. Связано это с тем, что СМИ стали активно писать о данном заболевании, появлялись книги и фильмы, повествующие о людях с этим заболеванием. Рассмотрим реальный случай диссоциативного расстройства личности на примере истории Билли Миллиганаодного из самых известных людей с диагнозом «множественная личность», в разуме которого присутствовали 24 разных личностей. В 1977 году 22-летний Билли Миллиган был арестован за похищение, ограбление и изнасилование трех женщин на территории кампуса штата Огайо. Он был заключен в тюрьму за преступления и назначил государственных защитников для работы над его делом. Но во время психиатрического обследования Миллиган показал, что он вообще не совершал никаких преступлений — это Рейджен украл деньги, а Адалана изнасиловала женщин. Дальнейшая проверка выявила еще восемь альтернативных личностей, и 4 декабря 1978 года Миллиган был признан невиновным по причине невменяемости и в последствии был направлен на лечение в психиатрическую клинику. В детстве Билли подвергся физическому и сексуальному насилию со стороны отчима Чалмера Миллигана. Это привело к тому, что его личность раскололась на 10, а позже и на 24 отдельных личности, которые мало что знали о действиях друг друга. Матери говорить о происходящем было запрещено, так как отчим угрожал сжечь Билли живьем [2].Психиатр К. Росс говорил: «Множественная личность побег от реальности, что своего рода защитный механизм». Диссоциативная защита это измененное состояние сознания, возникающее, когда человек переживает сильную травму, мысли о которой просто невыносимы, и мозг защищается. Подобный процесс помогает человеку психически сбежать от травмирующей ситуации, в которой он оказался. Различные формы абьюза в детстве действительно, судя по данным исследований, часто становятся толчком к развитию диссоциативного расстройства личности. Около 90 % людей, которым был поставлен диагноз диссоциативное расстройство личности, сообщали, что в детстве подвергались жестокому абьюзу и насилию. Другими возможными причинами развития данного расстройства могут быть: опыт болезненной медицинской операции, свидетельства войны или природной катастрофы, потери близких людей, жизнь в дисфункциональной семье.Рассмотрим основные личности Б. Миллигана, которые выделили психиатры: Артур – главный среди «личностей», умный, образованный англичанин; Адалана – 19 лет, лесбиянка, именно она насиловала женщин; Рейджен – 23 года, «хранитель ненависти», югослав, по-английски говорит с заметным славянским акцентом, читает, пишет и разговаривает на сербскохорватском языке, специалист по оружию и амуниции, отлично владеет карате, невероятно сильный, поскольку может управлять выбросами адреналина, его обязанность – защищать семью, а также вообще всех женщин и детей, он берет власть над разумом в опасных ситуациях; Учитель – 26 лет, комбинация всех 23 личностей в одном человеке, именно он научил остальных тому, что они умеют. У каждой личности была своя функциональная роль и личные особенности или таланты: кто-то рисовал натюрморты, играл на гармонике, разбирался в электронике, некоторые говорили на других языках. Все личности выступали в роле защитных механизмов и оберегали Билли от опасности. Основное время сам Билли был в «спячке», в то время как остальные брали управление телом [2].В отличие от здоровых детей, которые сформировали цельную самостоятельную личность, у детей, переживших жестокое обращение, не происходит интеграции восприятия, воспоминаний, эмоций и жизненного опыта, которые остаются разделенными. Эта ситуация усугубляется родителями или опекунами, которые ведут себя непоследовательно. Со временем у таких детей может развиться адаптивная способность, защищающая психику от жестокого обращения, которая проявляется как «отстраненность» или уход в себя. Каждая фаза развития ребенка или пережитый негативный опыт могут провоцировать развитие новой личности.Работа психолога в решении данной проблемы состоит в том, чтобы соединить поверхность сознания с глубинным миром чувств бессознательного, для того, чтобы преодолеть тот внутренний разрыв и конфликт, который мешает человеку стать целостным, самим собой. Детство при этом играет особую роль: если оно не осмыслено, не понято и не принято, то его травмы могут встать между личностью и реальностью.Таким образом, когда детство не осознано и не проработано оно стоит на пути между человеком и его взрослой жизнью, за которую он несёт ответственность. Не прожитое, не интегрированное в сознании детство становится преградой между человеком и его реальностью. Только интергировав свое детство в полноте его переживаний, с его радостью и болью, человек обретает тот уровень целостности, который позволит выдерживать уровень напряжения настоящей зрелой жизни личности. Человек начинает быть способным удерживать полноту бытия, он может быть открытым и радости, и страданию, не прятаться и не убегать от проблем. Зрелость личности невозможна без глубокой интеграции детского опыта в контекст жизни взрослого человека. Данный процесс связан с психологическим прозрением, освобождением психики от невротических искажений.Список использованных источников
  • Гобин Р.Л., Фрейд Дж. Обнаруживают ли участники сексуальное насилие, изображенное на рисунке? Исследование влияния воздействия травмы предательства на диссоциацию состояния и осознание предательства. Сексуальное насилие над детьми. 2017, 26 (3): 233-245. PMID: 28471335.
  • Киз Д. Таинственная история Билли Миллигана  /  Д. Киз —  «Эксмо»,  1981 — (Билли Миллиган) ISBN 978-5-699-77053-3.
  • Психопатология и диагностика взрослых. , , М. Херсен. Издатель: Дж. Вайли и Сыновья, 2014, 864 с. ISBN 111865708X. – Режим доступа: (дата обращения: 18.05.2024).
  • Статья [Электронный ресурс] : Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: (дата обращения: 18.05.2024).
  • Юнг К.Г. Становление личности. [Электронный источник] – Режим доступа: (дата обращения:18.05.2024).