Публикации
РЕФЕРАТ Развитие образного мышления ребенка в процессе игры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕФЕРАТ Развитие образного мышления ребенка в процессе игры
Автор: Алина Ивановна Алмашева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕФЕРАТ Развитие образного мышления ребенка в процессе игры
Автор: Алина Ивановна Алмашева
ЗАДАНИЕ № 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ г. СЫЗРАНИ»Социально-педагогический профильРЕФЕРАТРазвитие образного мышления ребенка в процессе игрыВыполнила: Алмашева Алина Ивановна Оценка_________Студентка группы 441-4А Руководитель: Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование _______(подпись) Сызрань, 2021СОДЕРЖАНИЕВступлениеЧто такое образное мышление? Почему важно развивать образное мышление?Варианты развития образного мышленияЗаключение ВступлениеУ детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.Что такое образное мышление?Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.Образное мышление — это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу в виду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.Удетейдошкольноговозрастаобразноемышлениепозволяетвыработатьотзывчивоеотношениековсемухорошемуипрекрасному, что есть в жизни. Безобразногомышлениянесуществовалобыкреативныхспециалистоввысокогокласса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.Впроцессепредставленияобразавсознаниивоспроизводятсяпережитыеранеевосприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность человека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.Почему важно развивать образное мышление?Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному. Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.Варианты развития образного мышленияРазвиватьобразноемышлениеудетейдошкольноговозрастаможнонесколькимиспособами. Самые эффективные и доступные из них:Наблюдение за красотами природы. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего. Путешествия с изучением памятников природы. Собирание пазлов разного уровня сложности. Создание рисунков по памяти или с натуры. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоциии. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей. Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:Демонстрировать; Рассказывать; Практиковать занятия совместной деятельностью; Предложить поработать самостоятельно, используя образец; Предложить создать что-то самостоятельно без примера. Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.ЗаключениеСпециалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.ЗАДАНИЕ №2Развитие произвольного вниманияВ дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях. Важно! Родителям надо учитывать, что внимание:- это направленность на окружающий мир; - обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения; - основной вид у дошколят – это непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;- главная задача - развивать произвольное внимание, без него невозможно успешное обучение в школеПроизвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:- Постоянство и систематичность занятий. - Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным. - Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:Специальные упражнения для основных свойств внимания. Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания. Самые эффективные упражнения дошколятВ дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.Упражнения для малышейМладший дошкольный возраст характеризуется: неустойчивостью внимания; неумением концентрироваться на объекте; неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов. Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 - 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете. Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.«Чего не стало?» В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания.Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.«Дорисуй картинку» Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.«Раз-два-три, упражнение повтори!»Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок ‒ взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание. «Чем отличаются предметы?»Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается. «Найди одинаковые предметы»Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения – знакомыми, например, гномики, машинки. «Что перепутал художник?»Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.Упражнения для средних дошколятУ детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми "Семья", "Больница", "Стройка", "Магазин"). Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий. В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания. Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания. Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов. «Четыре стихии»Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия.С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук. «Путаница»В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение. Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.Стихотворение О. ГригорьеваПовар готовил обед,А тут отключили свет.Повар леща берётИ опускает в компот.Бросает в котёл поленья,В печку кладёт варенье,Мешает суп кочерёжкой,Угли бьет поварёшкой,Сахар сыплет в бульон,И очень доволен он.То-то был винегрет,Когда починили свет!«Узнавай и хлопай!» Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух.Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.Машина, роза, волк, игрушка. Яблоко, сумка, лиса, ромашка. Трава, мороженое, медведь, река. «Сделай одинаковые картинки»Задание формирует распределение, интенсивность внимания.Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем – не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.Упражнения для старших дошкольниковВ старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут. Старшие дошкольники умеют:- распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности; - произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования; - внимательность приобретает доминирующее значение;- может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;- проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывамиУпражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире. Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, .«Счет вслух»В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания.Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д. «Сделай, как у меня»Упражнение направлено на сосредоточенность, произвольность действий.Взрослый показывает действие и побуждает дошкольника выложить из спичек или мозаики какой-либо узор, цифру, букву, слово.«Какой цвет, такой предмет»Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый – яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д. «Найди, кто спрятался»Направлено на концентрацию и интенсивность действий.Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса – фигурки животных. «Рисуем треугольники»Упражнение развивает произвольность, внимательность.Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные – желтым. «Внимательные глазки»Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание.Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно.