Публикации Предметно-пространственная среда для организации изучения детьми основ финансовой грамотности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предметно-пространственная среда для организации изучения детьми основ финансовой грамотности.
Автор: Бобряшова Жанна Николаевна

Практическая работа № 4. Предметно-пространственная среда для организации изучения детьми основ финансовой грамотности.Автор: Бобряшова Жанна НиколаевнаЭкономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. Серая и однообразная предметная среда рождает психологию инфантильной личности, не будит мысль, воображение, желание взаимодействовать с подобной средой. Благоприятная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного созидателя. В настоящее время в литературе выделены основные принципы и методические требования к организации и содержанию обогащенной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении (, и др.). Под обогащенной развивающей средой понимается естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами. Для формирования экономических представлений также необходимо создать развивающую среду. Обогащению впечатлений способствует создание игровых центров, это погружает детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.Развитие ребёнка по формированию основ финансовой грамотности, зависит и от правильно организованной предметно пространственная среды. Содержание ППРС должно соответствовать интересам ребёнка и способствовать их всестороннему развитию.Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно - развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.Для организации воспитательно-образовательного процесса по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении создаются педагогические условия.Обогащению впечатлений способствует созданный в групповом комнате центр экономики (финансовой грамотности), для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.«Центр экономики» содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модели на данную тему (например, «Семейный бюджет», «Расходы семьи», лэпбуков («Откуда берутся деньги?») постоянно обновляющиеся иллюстрации, картинки (например, «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию!», варианты вывесок, рекламные газеты, красочные рекламные листки, газетные объявления, буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек, карта города с местонахождением заводов (фабрик, альбомы (например, «купюры и монеты разных стран», настольно-печатные игры, а также книжные выставки. Настольные игры, альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда, и т. п.Создание центра финансовой грамотности предоставит каждому ребёнку возможность действовать самостоятельно в соответствии со своими интересами, развивать познавательную активность. Помощь родителей в организации центра финансовой грамотности позволит сформировать их интерес к экономическому воспитанию детей, что позволит им адаптироваться к реалиям окружающей жизни в будущем.Формирование основ финансовой грамотности в детском саду реализуется через различные формы и методы.Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», играм, образовательным ситуациям, ситуациям общения, тренинга, проблемным ситуациям и др.Основной формой обучения выступает игра, как ведущий вид деятельности. В сюжетно-ролевых и дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.Рассмотрим наполняемость ППРС в группе детского сада.Прежде всего, это сюжетно - дидактические игры. В них моделируются реальные жизненные ситуации: покупка и продажа товаров, изготовление товаров, оказание услуг.Такая игра как "Профессии" помогает понять детям смысл труда, позволят воспроизвести трудовые процессы взрослых.Атрибуты для сюжетно - ролевой игры "Магазин", "Рекламное агентство", и др. создают наиболее благоприятные условия для формирования экономических знаний, общения детей.Дидактические игры "Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?" "Где что купить?" позволяют закрепить детьми полученные ранее знания, а также приобрести новые умения и навыки.Очень интересно и увлекательно проходят квест-игры, игры - путешествия. Таким играм предшествует их подготовка, а карты и атрибуты также находятся в центре финансовой грамотности.Лэпбук содержит в себе различные экономические термины, различные загадки и ребусы.Настольно - печатные игры представлены такими играми как «Монополия для детей», "Модный магазин", "Маленькая хозяюшка", и др.Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы организации педагогическим процессом:Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др. и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («деньги», «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.Таким образом, образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.