Публикации Тайна маски

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тайна маски
Автор: Марина Леонова

«Тайна маски»Оборудование: Презнтация; Раздаточный материал Цель: Знакомство с понятием «маска», историей масочной культуры в России и в мире, видами, функциями масок; повышение самооценки учащихся.Совершенствование коммуникативных способностей. Воспитание эстетического вкуса через визуальное восприятие. Развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» и принятие различных его сторон.Ход классного часаПриветствиеБеседаТеатр! Чудесный мир иллюзий!Мир волшебства и мир красот.Мир многих искренних прелюдий,Любви до избранных высот!  2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. - А что является символом театра?Маска. Так же названа и премия, ежегодно вручаемая лучшим театральным постановкам, лучшим актёрам и режиссёрам. - Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько таинственного и волшебного. Маска – это настоящее чудо, магия перевоплощения человеческой души.- А как вы считаете: что такое маска?(Маска – это предмет, накладка на лицо, которая надевается, чтоб не быть узнанным, либо для защиты лица).С давних времен люди надевают на себя маски, скрывая под ними свое настоящее лицо. Давайте попробуем ответить на вопрос: В чем тайна маски? Зачем человек прячет свое лицо под маской и надо ли это делать? Слайд 1;Чтобы ответить на вопрос, когда же появилась маска, нам придётся отправиться в далёкую Древнюю Грецию, а оттуда через пространство и время вернуться в наши дни. Слайд 2;Маски играли важную роль в театральных традициях Греции . Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре. Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из дерева или полотна на каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса.Все роли в театре играли мужчины. За одно представление они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски.-Как вы думаете, почему маски были большие?.... Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.Маски в театре изображали спокойное лицо, встревоженное или искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, Слайд 3-Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Слайд 4 Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. Слайд 5(Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.) Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы -Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Слайд 6 Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску.- Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики.Слайд 7Из Франции маска перекочевала в Англию. XVI век являлся временем, когда ценилась «особая» красота. Слайд 8 В погоне за модой дамы прибегали к разного рода ухищрениям. Одним из таких приспособлений были маски, которые выглядели очень жутко и буквально лишали слов. По словам писателя-священика Уильяма Харрисона, маска стала элементом высокой моды среди богатых и социально активных людей. Более того, «накладные лица» цепляли даже на детские куклы. В 1583 году христианский памфлетист Филипп Стаббс опубликовал брошюру «Анатомия злоупотреблений». Он описывает, как с ужасом видит маски от солнца на женщинах:«Когда они куда-то идут, они используют маски, сделанные из бархата, которые закрывают все их лицо, и в которых есть отверстия для глаз куда смотреть. Так что, если повстречается человек, ранее незнакомый с этой модой, он может решить, что встретил монстра или дьявола, потому что не увидит ничего, кроме двух отверстий с глазами». Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Слайд 9 Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла.-Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.Самые известные маски венецианского карнавала-это персонажи итальянской комедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро Слайд 10Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маски Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Слайд 11 Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост.К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианскую даму, Кота, Доктора Чумы. Слайды 12-13Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях. Эта маска делалась из плотной кожи со стеклами для глаз. В клюв закладывались лечебные цветы и травы. Маска дополнялась плотным черным плащом и тростью, которой доктор дотрагивался до больных этой страшной болезнью. Слайд 14-15 В России театральная маска получила своё развитие в театральном искусстве 20 века. В 20-х годах Евгений Вахтангов поставил спектакль по сказке Карла Гоцци «Принцесса Турандот». Он стал новаторским, так как актёры не только играли свои маски, но и комментировали их поступки. В этом же направлении (комедии дель-арте) поставлена и в 70-е годы пьеса «Король-олень». Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например: японский театр Но; индонезийский Ваянг; китайская Слайд 16 Чао-опера; Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа. Слайд 17Мир масок удивителен и многообразен. Давайте подумаем, с какой целью маски используются в повседневной жизни. Для этого рассмотрите фото-коллаж. Разделите маски на различные группы по сфере их использования. Слайд 18- Какие же группы масок вы смогли выделить?- Что их объединяет?- Для чего эти маски используют? Вывод: Защитные маски, праздничные, театральные, психологические.- Что мы чаще всего пытаемся скрыть от посторонних глаз? (Свои эмоции, переживания, чувства, настроения). А всегда ли это хорошо? Давайте попытаемся разгадать тайну маски в различных очень нам знакомых ситуациях.Сценки Слайд 19.
  • – Привет, Алла!
  • - Привет!-У тебя новое платье?- Да.-Прикольное. Наверное дорогое? ( кривляется, фу какое)-Не знаю. Подарили. Но мне очень нравится.- Ты в нём просто красавица.( поднимает глаза кверху)-Спасибо. Ты сегодня тоже ничего.Обсуждение- Кто скрывает свои чувства?- Какие чувства скрывает девочка? Что прячет под маской?-Дайте оценку её поведению.
  • – Осталось совсем немного времени до звонка, но давайте решим ещё один пример. К доске пойдёт Маша.
  • - Но мы не успеем, Диана Сергеевна.- Идём к доске без разговоров. Записывай условие.- Это очень лёгкий пример (пожимает плечами и сжимает губы)-Ну вот и покажи знания.- Да что-то с доской.( губами просит помощи)- С доской всё в порядке. Решай.- Здесь надо применить очень простой способ...Звенит звонок- Извините, но урок закончился, а то бы я решила.( показывает язык)Обсуждение- Поняла ли учительница, что её обманывают?- Хорошо ли поступает ученица?-Чем бы могла закончиться эта история, если бы звонок прозвенел позже?3. – Как дела?- Да всё нормально.( нарисованы слёзы)- Мне рассказали, что у тебя проблемы.- У меня проблем нет.( опускает уголки губ)- Ну ты наша беспроблемная. Научи меня так справляться.- Я же сказала: проблем нет.Обсуждение- Что скрывает героиня?- Почему она так поступает?- Уместно ли не показывать свои переживания?Арт-терапия Слайд 20Сейчас, ребята, я вам предлагаю сделать свою собственную маску, которая отражает ваше внутреннее состояние. У вас на партах лежат заготовки, из которых вам надо выбрать одну, оформить её предложенными элементами или нарисовать свои. Подумайте над формой, цветом, художественным оформлением своей маски. Прикрепите к своей работе то качество, которое соответствует вашему внутреннему состоянию. У вас на эту работу 3-4 минуты. Пока вы работаете, я тоже нарисую свою маску.-Получилось ли нам разгадать тайну маски?-Что главное не должен забывать человек, надевающий на себя ту или иную маску?Главное, за чередой сменяющихся масок не потерять своё лицо, помнить и ценить свою индивидуальность.Слайд 21.ПРИПОДНЯТОСТЬ ПРИПОДНЯТОСТЬПОЗИТИВ ПОЗИТИВ ПОЗИТИВРАДОСТЬ РАДОСТЬ РАДОСТЬИГРИВОСТЬ ИГРИВОСТЬ ИГРИВОСТЬ ГРУСТЬ ГРУСТЬ ГРУСТЬУНЫНИЕ УНЫНИЕ УНЫНИЕСКУКА СКУКА СКУКАВДОХНОВЕНИЕ ВДОХНОВЕНИЕРАЗДРАЖЕНИЕ РАЗДРАЖЕНИЕСПОКОЙСТВИЕ СПОКОЙСТВИЕДУРАШЛИВОСТЬ ДУРАШЛИВОСТЬ БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ БЕЗМЯТЕЖНОСТЬЭНТУЗИАЗМ ЭНТУЗИАЗМ ЯРОСТЬ ЯРОСТЬ ЯРОСТЬ