Публикации
«Деятельность педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деятельность педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Автор: Локтионова Валентина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деятельность педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Автор: Локтионова Валентина Николаевна
«Деятельность педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»(Локтионова Валентина Николаевна- учитель математики МБОУ СОШ№1р.п.Самойловки»)Федеральные государственные стандарты ориентируют каждого педагога на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.В связи с этим проблема социализации школьников, их саморазвитие и самореализация является одним из главных направлений деятельности педагогов школы. Новые цели образования, связанные с процессом социализации, объективно выводят на первый план особый вид деятельности педагога и ученика – исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность, понимаемая как способ организации взаимодействия педагога и ученика по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них, как система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал школьника и поддержку выявленных интересов, склонностей и жизненных устремлений детей, является составной частью образовательной программы школы. Исследовательская деятельность педагогов осуществляется по разным направлениям (психологическое, социальное, индивидуально-консультирующее, координирующее, организационное и др.) и реализуется через оптимальное взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов учебной и воспитательной работы, с использованием инновационных технологий. Школьник изначально признается субъектом собственного развития. Средством социализации выступает учебно-воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется продвижение школьника по всем этапам исследовательской деятельности со следующим результатом: приобретение учащимся жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное развитие и взаимодействие, а также самоопределение участников. Оптимальный уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива и поиском новых форм организации образовательного процесса. Общий уровень уклада в учебно-воспитательном процессе создается богатством и разнообразием применяемых методов и технологий. Планирование применения предметных технологий исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших типах педагогических технологий и предметных методик. Различные технологии и методики предоставляют личности варианты деятельности, в которых формируются многообразные умения и навыки самосовершенствования. Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы школы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников.Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы: приемы актуализации субъектного опыта учащихся; методы диалога; приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора; игровые методы; рефлексивные приемы и методы; методы диагностики и самодиагностики.Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает познавательная деятельность в рамках проектной деятельности.Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. При проектировании и построении педагогического взаимодействия на уроке учитель опирается на положения личностно-ориентированной технологии. Соблюдение этих положений позволяет обеспечить личностно ориентированную направленность учебных занятий.Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы.Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность обучающихся. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении воспитательных мероприятий делался на сплочении школьного и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности совместной деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.Основными формами организации воспитательного процесса являются проекты, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Ученического совета школы.Избрав личностно ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, учителя 10-11-х классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:диалогичность, деятельностно-творческий характер; устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащегося; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.Использование педагогических технологий позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10-11-х классов. Различные технологии и методики предоставляют личности варианты деятельности, в которых формируются многообразные умения и навыки самосовершенствования. Внеучебная деятельность призвана расширить возможности педагогического влияния на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности старшеклассника.На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно, учебные и внеучебные проекты, конференции, творческие недели относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10-11-х классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самоопределению.Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления - Совете школы и Ученическом совете.