Публикации Нарушение речи у детей младшего школьного возраста: причины, симптоматика, проявление

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нарушение речи у детей младшего школьного возраста: причины, симптоматика, проявление
Автор: Юлия Валерьевна Жадеева

Нарушение речи у детей младшего школьного возраста: причины, симптоматика, проявление Жадеева Юлия Валерьевна, учитель начальных классовПроблему профилактики и коррекции нарушений письма рассматривали исследователи Н.И. Дьякова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Н.Г. Свободина и другие авторы. Они отмечают, что письмо – сложный психический процесс, состоящий из анализа, обобщения, знаковой системы фиксации речи, позволяющей с помощью буквенных элементов передавать и хранить речевую информацию. Почему у ребёнка появляется дисграфия? Причин много: от нарушения связей в коре полушарий до обычных проблем звукопроизношения. Во многих трудах исследователей отмечено, что дисграфию могут вызвать следующие причины. Причины биологического характера: заболевания головного мозга, проблемы в деятельности нужных для овладения письмом корковых отделов, позднее развитие некоторых систем мозга, проблемы их развития в разные периоды формирования ребенка, сложное протекание беременности, асфиксия ребёнка, серьезные соматические болезни, перенесённые инфекции, поражающие нервную систему. Возможной причиной могут быть перенесённые травмы. Нарушение письма может проявиться и при задержке латерализации (установления доминантного полушария, отвечающего за речевые процессы). Вследствие таких мозговых нарушений дисграфия нередко сопровождается расстройствами пространственного восприятия, памяти, мышления. Кроме этого, ещё в 1917 году установили, что предпосылки дисграфии способны передаваться по наследству, это подтвердили и последующие исследования. Проблемы письменной речи провоцирует задержка развития, парциальное психическое недоразвитие и асинхрония развития.Если вовремя не провести профилактическую работу по предупреждению нарушений звукопроизношения и других компонентов речевого развития, психического развития уже в дошкольном возрасте, в дальнейшем может возникнуть дисграфия, которую даже квалифициронному специалисту скорректировать не всегда представляется возможным. Список используемой литературы
  • Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С. 7-20.
  • Глозман Ж. М.,Потанина А. Ю.,Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 80 с.