Публикации Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Автор: Гибадуллина Инзиля Шамилевна

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментированияАннотация. Статья посвящена на сегодняшний день актуальной проблеме развития познавательного интереса у дошкольников старшего возраста в процессе экспериментальной деятельности в условиях ДОУ.Ключевые слова: экспериментирование,  познавательно-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, вода, старший дошкольный возраст.Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Формируются новейшие разработки, технологии и новшества, успешно применяемые в системе дошкольного образования, что позволяет поднять уровень дошкольного воспитания на более высокую ступень. Одним из таких эффективных способов познания законов и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.Экспериментальная деятельность в образовательной практике эффективна и необходима для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, увеличивает объем знаний, умений и рекомендаций. Это метод обучения, который охватывает все области образования и позволяет детям моделировать понимание картины мира на основе собственных наблюдений, экспериментов, взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Дошкольник получает возможность непосредственно удовлетворить свое любопытство и систематизировать свои представления о мире.Познавательная и исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. С помощью этой деятельности осознается, что ребенку нужны новые впечатления и эксперименты, и процесс установления причинно-следственных связей становится более успешным.Главное преимущество экспериментального метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных аспектах объекта изучения, их взаимосвязи с другими объектами, с окружающей средой.В процессе экспериментов всегда необходимо выполнять операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, чтобы обогатить память ребенка и активизировать мыслительные процессы. Необходимость объяснять увиденное, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Результатом является не только овладение ребенком новыми фактами, но и когнитивное развитие.В ходе экспериментов дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая приводит к существенной перестройке и изменению деятельности. Это показывает гибкость детского эксперимента, то есть способность реконструировать деятельность в соответствии с полученными результатами.Детские эксперименты-это процесс целеобразования, процесс возникновения и развития новых мотивов личности, которые лежат в основе самодвижения, особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется саморазвитие дошкольников.Использование экспериментальной деятельности в педагогической практике эффективно и необходимо для формирования исследовательской деятельности, познавательного интереса у дошкольников, увеличения объема знаний, умения владеть этими знаниями, воспитания личности и развития интеллекта.Таким образом, экспериментальные методы позволяют детям реализовать свои собственные программы саморазвития и самостоятельно познавая окружающий мир, эффективно и доступно удовлетворять свои потребности в знаниях.Главной особенностью экспериментальной деятельности ребенка является то, что в процессе ее осуществления ребенок приобретает способность управлять тем или иным явлением: вызывать или останавливать его, изменять это явление в ту или иную сторону. Все это основные особенности экспериментов, которые развивают познавательный интерес. Как показывает практика, знания, полученные в ходе эксперимента, запоминаются надолго. Каждому ребенку важно проводить свои собственные эксперименты.Поэтому при осознанном систематическом применении экспериментов в процессе обучения можно сказать, что это позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на его собственных наблюдениях, реакциях, взаимозависимости, закономерностях и т.д. В то же время преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер они пробуждают интерес к исследованиям, развивают мысленные манипуляции, стимулируют познавательную активность и любознательность. И самое главное, специально организованные эксперименты безопасны.Список литературы·         Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.·         Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.·         Деревова С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ / Сайт «Академия дошкольного образования» ()·         Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» () «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.·         Короткова Т.А. «Познавательно - исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду» / Корткова Т.А.// «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 -с.12.·         Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.·         Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012·         Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... докт. психаук. –М., 2001.Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.·         Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014·         Тугушева  Г. П., Чистякова А.Е. Экспериментальная  деятельность детей среднего  и старшего дошкольного возраста: Детство - Пресс, 2013.·         Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного      образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от «17» октября 2013 г. № 1155 г. Москва.