Публикации Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Выстрел"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Выстрел"
Автор: Перова Ольга Геннадьевна

Конспект урока по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись-отрывок из арии Германна опера П.И. Чайковского «Что наша жизнь? Игра!», иллюстрация к повести художника А. Бенуа - портрет Германна, мозаичное двустороннее изображение: одна сторона изображение карты дама пик, другая – фоном голубое небо с белыми облачками, о центру надпись: расчет, умеренность, трудолюбие; раздаточный материал: словарик понятий, текст повести, рабочие листы, стикеры, клей, нарезка слов (черты характера человека).Ход урока.1.Организационный момент.Здравствуйте, ребята, очень рада вас всех сегодня видеть. У меня в руках три карты. Как вы думаете, что можно из них сделать? (треугольник, домик). Символом чего является треугольник (власть), а домик (семья, тепло, уют, забота) – выстроите ассоциативный ряд.Пишем на листочках, представитель группы прикрепляет к доске.Аудиозапись. Предлагаю вам эту фразу в качестве эпиграфа к уроку.Почему карты? А символом чего являются сами карты. Давайте продолжим игру в ассоциации (ассоциативный ряд на доске.). Я взяла три карты. Почему? (повести Пушкина их три). Через ассоциативный ряд выход на понятия хорошо – плохо, замена понятий словами научного стиля нравственно – безнравственно.И так, тема нашего урока «Проблема нравственности и безнравственности в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».Разбейте тему урока на отдельные слова: Пушкин, проблема, нравственность, безнравственность… Сформулируйте цель нашего урока в группе. (Выявить авторскую позицию через детали произведения).С первым заданием мы с вами справились и на доске у нас появляется первая фасетка. Кто может объяснить лексическое значение этого слова. (обратимся к словарю) 7.Давайте обратимся к сюжету повести. На слайде записаны события, расположите их в хронологическом порядке. В рабочем листе запишите только цифры, предложения писать не надо. 1.Переписка Германна с Елизаветой Ивановной. 2.Игра Германна с Чекалинским. 3.Рассказ Томского. 4.Видение Германна. 5.Сон Германна. 6.Свидание Германна с Елизаветой Ивановной. 7.Проигрыш Германна. 8.Смерть графини. 9.Германн у гроба графини. Проверка, кто быстрее , выходим записываем последовательность эпизодов на доске . (Мой вариант)(3.5,1,8,6,9,4,2,7,3).Как вы видите, все события связаны с Германном, а произведение называется «Пиковая дама». Почему? Что значит это выражение? Готовим один аргументированный ответ от группы, в этом вам поможет работа со словариком к уроку и знание элементов сюжета. Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет. Схема на доске.1 группа- объясняет, как соотносится значение карты с произведением2 группа – объясняет, как соотносится значение слова пик с элементами сюжета3 группа – объясняет, как соотносится значение выражения «остаться при пиковом интересе» с элементами сюжета.Вывод: Уже в названии заявлено настроение повести, кульминация и развязка. Пиковая дама играет решающую и трагическую роль в судьбе героя. Она знак неудачи, трагедии. Какова же эта трагедия? Это мы и попытаемся выяснить, ответив на проблемный вопрос нашего урока: В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ ГЕРМАННОВ?Мы переходим к следующему этапу урока, а на доске у нас появляется еще одна фасетка. 8.Скажите, пожалуйста, как зовут героя повести? Это имя или фамилия? Судя по написанию, всё таки фамилия. Наверное, не это важно. Важно, что Пушкин подчеркивает происхождение героя, это немец. Чего добивается автор, указывая нам на происхождение героя.1 группа – словарная работа, значение слова немец2 группа – работа с текстом, прочтите отрывок, который поможет ответить на этот вопрос3 группа – работа с текстом , найдите фразу, характеризующую речь ГерманнаЕсли обратиться к словарю В.И. Даля, то мы увидим интересный факт. Какое лексическое значение имеет это слово? (Так называли на Руси всех иностранцев, не понимающих русскую речь). Речь Германна состоит из фраз, похожих на афоризмы, она выглядит искусственно. Докажите примерами из текста. (Любовное письмо слово в слово взято из немецкого романа).3 глава 3 бзац.На доске прикрепляется следующая фасетка.9.Давайте обратимся к портрету героя. Перед вами иллюстрация - портрет Германна кисти великого Бенуа. Что можно сказать о человеке, изображенном здесь. Сумел ли, на ваш взгляд, автор передать характер героя?Герман немец, но живет в России, отсюда и особенности в его характере. У вас на столах лежит лист, где вам сейчас предстоит распределить ключевые слова, характеризующие натуру героя. В случае необходимости обращаемся к тексту. (Расчетлив, скрытен, честолюбив, огненное воображение, трудолюбие, алчность, сильная страсть, сдержанность, твердость, доброта, сострадание, умеренность, эгоизм, корысть, отсутствие святого, индивидуализм, холодность, зло, настойчивость, интриганство, честолюбие). Прикрепляем на доску. 1 группа: Какие качества остались нераспределенными? Почему?2 группа: Объясните ваше распределение таких качеств как огненное воображение, твердость, настойчивость.3 группа: Как вы понимаете такое качество как честолюбие?Подтвердите свое мнение о характере героя цитатой из текста. Как характеризует внешность Германна Томский? (У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля). 4 глава 3 абзац.Мы узнаем, что в Германне сочетаются черты Наполеона и Мефистофеля. Наполеон – это символ индивидуализма, эгоизма. Мефистофель – символ зла, отсутствия всего святого).Прикрепляем следующую фасетку и переходим к следующему этапу урока.10.Писатели очень часто включают в повествование сон героя. Что это за прием, для чего он нужен? (Чтобы показать внутреннее состояние героя, ведь в этом состоянии человек не может контролировать свои мысли, подсознание человека раскрывает самые сокровенные тайны личности).1 группа: Для чего Пушкин включает в тест сон? Что мы узнаем о Германе? (Жажда золота и быстрого обогащения поглотили героя).2 группа: Какие средства он выбирает на пути к своей цели? (люди). Давайте найдем доказательства в тексте ( 3 глава 1 абзац: «…два лакея приподняли старуху и просунули в дверцы…». Чьими глазами мы видим эту картину? Глазами Германна, для него старуха – это вещь).3 группа: Почему для достижения своей цели Германн выбрал Лизу? (Чтобы добившись тайного свидания, подобраться к графине).Прикрепляем следующую фасетку.11.И вот графиня вернулась. Германн вышел к ней. 1 группа: Какое впечатление произвела на вас эта сцена? Почему? (Недоумение, отвращение, жалость, негодование, презрение). 2 группа: Что обещает Германн графине, если та раскроет ему секрет трех карт? («Я готов взять ваши грехи на свою душу»). Конец 3 главы.3 группа: Какие чувства испытывает Германн после смерти графини? (равнодушее, он не чувствует угрызений совести, «одно его ужасало: невозвратная потеря тайны от которой он ожидал обогащения»).И так, на душе Германна, как утверждает Томский, действительно три злодейства. Какие? 1 группа: старая графиня2 группа: Лиза3 группа: сам Германн12.Зачем Герман является на похороны графини? (Хочет попросить прощения, чтобы она ему не навредила). Он искренне это делает? (нет). Именно с этого момента начинаются видения Германна. Что мы узнали о его дальнейшей судьбе?Так в чем же трагедия Германнов? Формулируем аргументированный ответ в группе. Обратите внимание, как звучал наш вопрос. Почему не Германна, а Германнов? (Герман теряет все: деньги, душу, разум. И причина этого в нем самом. Погнавшись за быстрой наживой, он теряет все. Быстрое обогащение невозможно, оно граничит с нарушением основного закона – нравственности). (типичное лицо, характеризует собой эпоху).«Ваша дама убита». С этой фразы начинается сумасшествие Германа. Вот она эта пиковая дама, изображение которой мы собирали фрагментарно. Давайте посмотрим, а что на оборотной стороне карты. (три слова: умеренность, расчет, трудолюбие). Что это за слова? (первоначальная жизненная программа Германна).7 апреля 1834 года в своем дневнике А. С. Пушкин сделает запись: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют (делают ставку) на тройку, семерку и туза…» Как вы думаете, поняли ли современники Пушкина то, что он хотел им сказать?Давайте вернемся к целям урока. Попробуем объяснить, почему именно фасетка появилась у нас на доске. Вспомните еще раз понятие фасеточное зрение у насекомых (фрагментарное). Назовите синонимы к слову фасетка (пазл, часть, мозаика). Если это способ восприятия, видения мира, то какая метафора здесь применима по отношению к произведению и его автору. (Так Пушкин видит своих современников, так видит общественные пороки. Он знает, что душа человека легко поддается соблазнам и с огромным трудом противостоит искушениям ). Неслучайно Достоевский напишет: «Пушкинский Германн из «Пиковой дамы» совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода».Как вы думаете, почему именно это произведение я предложила вам к изучению.Обратите внимание на слова В.Г. Белинского «Читая произведения А.С. Пушкина, мы можем воспитать в себе человека».Вряд ли найдется в России человек, который не узнал бы Пушкина. Когда мы начинаем знакомство с его творчеством? С чего? Вот он тот самый сказочный дуб из Лукоморья.Рефлексия.У вас на столе лежат стикеры. На стикерах желтого цвета допишите предложение: «Я понял (а), что…». На стикерах зеленого цвета допишите предложение: «Я хочу спросить…». На стикерах голубого цвета допишите предложение: «Мне понравилось…». Можете воспользоваться стикерами всех цветов, можете выбрать только один цвет.Кто готов, прикрепите, пожалуйста, ваш стикер или стикеры на дуб.Домашнее задание:1 вариант. Письменно ответьте на вопрос: «Как Вы относитесь к жизненной позиции: «Что наша жизнь? Игра!»2 вариант. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как Вы относитесь к жизненной позиции: «Что наша жизнь? Игра!»3 вариант. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Как Вы относитесь к жизненной позиции: «Что наша жизнь? Игра!». При выполнении задания сопоставьте позицию Германна с высказыванием У. Шекспира: «Весь мир – театр. А люди в нем актеры».Спасибо за урок. Всё оставьте на столе. Вы сегодня молодцы, было приятно вести беседу. Отметки за урок выставлю после проверки ваших рабочих листов.