Публикации методическая разработка "Что такое активное обучение? "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка "Что такое активное обучение? "
Автор: Шишигина Оксана Александровна

Что за активное обучение и чем оно отличается от пассивногоАктивным называют такое обучение, в котором деятельность учащегося имеет продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе активного обучения лежит : учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учащихся, а позволяет им самим добывать и конструировать знания.Ещё одна аналогия: если в  человек получает знания «на блюдечке» в готовом виде, то в активном обучении ему нужно самому их найти и «приготовить». Возможно — под присмотром преподавателя и из «полуфабрикатов» в созданной для этого безопасной среде, но — самому.Что это означает? Во-первых, в активном обучении учащийся вовлечён в процесс как активный полноправный участник. А педагог выступает не столько в роли «источника знаний», сколько в качестве наставника, консультанта в процессе поиска учащимся этих знаний.Во-вторых, активное обучение предполагает не только получение знаний, но и формирование навыков. В том числе метапредметных — попросту говоря, софт-скиллов, например: умения планировать свою деятельность и работать в команде, творчески мыслить и так далее. Если говорить о детском образовании, то применение активных методов обучения в школе ещё и прививает детям навыки самостоятельного обучения, которые понадобятся потом в течение всей жизни.Что касается самого определения «активное», то оно обычно используется, чтобы подчеркнуть противоположность традиционному , при котором знания передаются ребенку в готовом виде. Каким бывает активное обучениеВот несколько примеров подходов и методик, в основе которого лежит тот или иной вид активного обучения. Это далеко не полный список.Проблемно-ориентированное обучение.Суть этого подхода в том, что обучение строится на задачах, максимально приближенных к реальным. То есть «отсидеться на задней парте», пока лектор что-то рассказывает, не выйдет — придётся активно участвовать в процессе.Подробнее об этом подходе мы рассказывали в статье про проблемно-ориентированное обучение.Перевёрнутое обучение.Это удачное соединение пассивного и активного обучения. Обучающиеся проходят весь теоретический материал дома — смотрят лекции, читают учебники, делают конспекты и заметки. А вот на занятии они полностью включены в обсуждение изученного с педагогом — и не просто слушают объяснение, а дискутируют на поставленные педагогом вопросы. То есть занятие построено на активных методах.Феномено-ориентированное обучение.Финский подход, который превращает учащихся в исследователей и позволяет увлечь их образовательным процессом. Дети задаются каким-нибудь вопросом — почему всё работает так, а не иначе? Почему кофе так дорого стоит, а на переходе зелёного света приходится ждать слишком долго? Их задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, найти ответ (но не просто доклад подготовить, а изучить его с точки зрения разных наук), а с другой — предложить своё решение проблемы.EduScrum.Методика, придуманная нидерландским педагогом Вилли Вейнандсом, тоже представляет собой сочетание активного и пассивного обучения, но активного здесь куда больше. Педагог даёт ученикам необходимую теорию, затем помогает объединиться в команды — и каждая создаёт проект на обозначенную тему в рамках заданного времени (четверти, триместра, семестра). Конечно, присутствует и контроль со стороны педагога, и обратная связь, но во многом за процесс отвечают именно сами дети.Peer-to-peer, или взаимное обучение.Это такая модель образования, при которой знания передаются не от профессионального педагога к ребенку, а равный учит равного. Проще говоря, люди взаимно обмениваются опытом и знаниями. Такое обучение может строиться стихийно (в самообразовании), но может и продуманно, и тогда преподаватель или методист, педагогический дизайнер выступает в роли создателя и фасилитатора образовательной среды.На самом деле педагог вполне может превратить традиционное пассивное занятие в активный. Например, американский педагог превратил уроки истории в расследования, в ходе которого дети добывают и сопоставляют информацию. А один педагог географии предлагает школьникам после изучения серьёзных тем использовать их, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившегося зомби-апокалипсиса. То есть детям приходится и активно применять полученные знания для решения проблемы, сопоставляя разные темы между собой, и заодно восполнять пробелы, если кто-то пропустил какую-то тему.