Публикации
Консультация для родителей и воспитателей групп раннего возраста "О роли раннего развития ребёнка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей и воспитателей групп раннего возраста "О роли раннего развития ребёнка"
Автор: Есенкова Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей и воспитателей групп раннего возраста "О роли раннего развития ребёнка"
Автор: Есенкова Ирина Александровна
Консультация для родителей и воспитателей «О роли раннего развития ребёнка»В последнее время все чаще можно услышать понятие «раннее развитие ребёнка». Существует много мнений и споров по этому поводу, однако специалисты в итоге подтверждают: это очень важная, нужная и полезная вещь. Мозг ребенка до 3-х лет восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. Благодаря этому, с помощью специальных методик, можно добиться неплохих результатов в развитии малышей.Явление это не случайное. Связано это с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в раннем детстве для последующего становления личности ребёнка.Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, сосредоточение детей короткое, а внимание непроизвольное. Поэтому очень важно создать условия для положительного эмоционального состояния детей. В раннем возрасте дети испытывают потребность в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребёнка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста.В этом контексте решаются и такие важные задачи, как успешная адаптация ребёнка к коллективу детей в детском саду, помощь семье в освоении художественных средств воспитания ребёнка. Поэтому все занятия направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Большое внимание уделяется развитию общей моторики для укрепления крупных мыщц, и начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики. Выполняя упражнения, дети подражают взрослым, при этом овладевают различными способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения, т.е. происходит социализация ребёнка в коллективе.В раннем детстве несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением. В стабилизации этих процессов большую роль играет музыкальная деятельность, а именно музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются универсальным средством всестороннего развития ребёнка, и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Такую особенность игрового материала для малышей заметили ещё наши предки. Об этом свидетельствуют известные всем песенки-попевки: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Идёт коза рогатая» и др., тексты которых так понятны, интересны и образны и сопровождаются соответствующими движениями.Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполняя его смыслом. Такие произведения оказывают комплексное воздействие на ребёнка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками. При этом важно максимально выразительно и чётко исполнять музыкально-ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит качество движения детей, ведь они подражают взрослому, обогащаясь разнообразными радостными впечатлениями, происходит развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.Следует отметить роль использования музыкально-ритмических упражнений и композиций в развитии музыкального слуха: музыкальных сенсорных способностей: динамики (громко-тихо), продолжительности звука (долго – коротко), высоты (высоко-низко) и тембра звука (голоса): у медведя – низкий голос, у мамы-медведицы – выше, чем у мишки, а вот медвежонка – более высокий голос); чувства ритма; слухового внимания – умение действовать с музыкой: начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой; умении различать темп и характер движения (быстро – медленно). У детей формируются:основные двигательные навыки и умения (ходьба под марш, бег, прыжки, движение «лошадки»); элементы плясовых движений («пружинки», «фонарики», притопы, хлопки, кружение на шаге, на носочках, «с дружком в паре»). развивается выразительность движений в передаче жестов и образов животных (зайчиков, мишек, кошечки, птичек) в знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания (тук-тук, кап-кап, баю-баю, ля-ля-ля, чик-чирик) А самым главным является то, что у детей развиваются коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг с другом, то есть умение общаться со сверстниками и со взрослыми.Хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игровых моментов, которыми мы пользуемся в повседневной музыкальной деятельности с малышами.ПриветствиеЗдравствуй, Дениска, наш дружок!Звонкий колокольчик тебе поёт!Участники передают по кругу колокольчик, приветствуя всех песенкой.В конце разводят обе руки в стороны и поют:«Как мы рады, что все мы собрались!»Для установления более тесного контакта ребёнка и взрослого. Солнце утром рано встало – всех детишек приласкало!На ладошку мы подуем – наши пальчики разбудим!Стали пальцы просыпаться и друг другу улыбаться.Стали пальцы обниматься, обниматься, целоваться!!!Дай ладошечку, моя крошечка.Я поглажу тебя по ладошечке.Все дети и мамы становятся в хоровод: взрослые поют песенкуВсе на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!Мамы с детками идут по кругу.Все Дениске очень рады, мы Дениске хлоп да хлоп!Все Дениске очень рады, мы Дениске хлоп да хлоп!Мама с Дениской кружатся, а остальные хлопают.Это варианты начала музыкальной деятельности, которые очень важны для того, чтобы организовать детей, привлечь их, настроить их внимание, интерес к занятию. А дальше «разминка».А теперь разомнём наши пальчики. Музыкальный руководитель поёт, мамы помогают петь и выполняют движения по тексту со своими детками.Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко.Похлопаем в ладошки – очень хорошо!И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, И пальчики попляшут у маленьких ребят!Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом!Тук, тук молотком – поселяйтесь птички в нём!Бум, бум, барабан, что за шум и тарарам!Бум, бум, барабан, просыпайтесь по утрам!Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Вот какая дудка!Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Вот такая дудка!Поехали потихонечку, поехали потихонечку.И быстренько, и быстренько.И быстренько, и быстренько!И приехали! Разводят руки широко в стороны.Знаю я, что у меня дома дружная семья:Это - мама, это - я! Это – бабушка моя!Это - папа, это - дед! И у нас разлада нет!Платочек.Взять платочек за два уголка, ножки на ширине плеч. В ритм песенке выполнять покачивание с ножки на ножку.Поют музыкальный руководитель и мамы.Кружится, кружится лёгкий платочек, лёгкий платочек, лёгкий платок.Дождик закапал – платок станет крышей,Маленькой крышей, чтоб ты не промок.Кладут платочек на головку. С окончанием песенки снимают платочек за уголок, подбрасывают его вверх и пытаются поймать!Библиографический список:Макшанцева Е.Д. Детские забавы: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М,: Просвещение, 1991Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. М,: ТЦ Сфера, 2006Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день: пособие для музыкальных руководителей детских садов. – СПб., издательство «Композитор», 2007