Публикации Комплексная программа реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра "Шаг в будущее"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексная программа реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра "Шаг в будущее"
Автор: Дмитриева Вера Михайловна

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Невинномысский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гавань» Комплексная программа реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра«Шаг в будущее» Паспорт программы Пояснительная записка Падение жизненного уровня, социальная безграмотность, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение воспитательного потенциала семьи – все это проявления социального кризиса, который влияет на состояние современной семьи и порождает в ней ряд проблем, от которых в первую очередь страдают дети. В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами доказано, что большинство родителей, у которых трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Дети из неблагополучных семей имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. При оптимальных условиях воспитания указанные особенности могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Поэтому, так важно, при возможности сохранения семьи, силами учреждения осуществлять коррекционно-воспитательную деятельность с детьми и подростками, такое положительное воздействие отражается и на самих родителях. Актуальность проблемы, пути ее решения Социальная девиация является поставщиком клиентов для социальной реабилитации. Социальная реабилитация охватывает определенный класс явлений, связанных с восстановлением нарушенных или временно утраченных способностей человека и достижением им необходимого для самореализации социального статуса. Рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Нарушается нормальное развитие чувств детей и подростков. Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, в отсутствии интереса к любому виду обучения, труда, склонностью к асоциальному поведению и противоправным поступкам. Комплексная программа воспитания и социализации строится на основе базовых ценностей общества, таких как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука и искусство, природа, человечество, толерантность. Программа предусматривает формирование нравственного уклада, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития и включающего воспитательную, социально значимую деятельность, Программа воспитания и социализации направлена на:
  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализацию;
  • освоение социального опыта, основных социальных ролей, ведущей деятельности, соответствующей определенному возрастному периоду развития ребенка, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового, безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
  • формирование экологической культуры,
  • формирование законопослушного сознания.
  • Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников; с субъектами профилактики: Комиссией по делам несовершеннолетних и их прав, отделом опеки и попечительства, органами внутренних дел, городскими учреждениями культуры и отдыха, образовательными учреждениями.В рамках программы социальная реабилитация строится на базовых принципах: Конфиденциальность. Участие несовершеннолетнего в реабилитации не разглашается, передача информации третьим лицам возможна только с согласия самих несовершеннолетних и их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Опора на позитивные, личностно-значимые социальные ценности. В ходе реабилитации у несовершеннолетнего поддерживаются позитивные установки к процессу реабилитации, к дальнейшей жизни, ориентированные на конструктивные формы поведения, на успешное достижение жизненных целей. Доверительность и партнерство. Эффективная реабилитация несовершеннолетнего осуществима в случае построения системы партнерства между ним и персоналом, основанной на максимальном взаимодействии, сотрудничестве, откровенном диалоге. Такая реабилитационная атмосфера помогает поддерживать уверенность получателя услуг в возможности решения сложных личных проблем, достижения достойного места в обществе. Непрерывность. Непрерывность реабилитации предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. Последовательность реабилитационных мероприятий. Процесс реабилитации получателя услуг строится поэтапно с учетом объективной оценки реального состояния конкретного человека в динамике. Преемственность этапов реабилитации. Учет конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Комплексность реабилитационных мероприятий. Применяемые педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные реабилитационные мероприятия составляют неразрывное единое целое в плане их взаимодействия и направленности на обеспечение эффективности программы реабилитации. Приоритетность тех или иных методов определяется индивидуальной нуждаемостью, особенностями структуры личности, а также задачами каждого конкретного этапа реабилитации. Личная ответственность специалиста за успешную реализацию индивидуальной программы реабилитации. Успешность и результативность процесса реабилитации во многом зависит от личных усилий и активности самого специалиста. С самого начала его включения в программу реабилитации необходимо стремиться к тому, чтобы он играл максимально активную и ответственную роль в достижении личностного роста и развития. Таким образом, обеспечивается принятие на себя ответственности за успешность реабилитации со стороны персонала. Соблюдение данных принципов реабилитации позволяет начать социально-реабилитационный процесс, включить несовершеннолетнего в индивидуальную программу реабилитации, обеспечить его активность в ходе ее реализации и рассчитывать на итоговый положительный результат.Подпрограмма по формированию у воспитанников представлений о семейных ценностях, воспитанию любви и уважения к семье«В кругу семьи»Задачи подпрограммы:
  • создать в учреждении условия для реабилитации, социально-правовой защиты, социальной адаптации воспитанников;
  • повышать ценности семейного образа жизни, возрождать и сохранять духовно-нравственные традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
  • развивать у воспитанников осознание значимости семьи, как главной ценности каждого человека;
  • восстанавливать утраченные семейные связи и привлекать родителей к активному участию в процессе реабилитации.
  • Подпрограмма по здоровье сбережению несовершеннолетних воспитанников «СРЦН территория здоровья»Задачи подпрограммы:
  • создать здоровье сберегающую среду в ГКУСО «Невинномысский СРЦН «Гавань», направленную на сохранение и укрепление здоровья, формировать культуру здоровья, способствующую повышению качества предоставляемых услуг и эффективному взаимодействию детей и взрослых.
  • формировать у воспитанников ответственное, позитивное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
  • формировать у воспитанников понимание здорового образа жизни, способствующего познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов.
  • Подпрограмма по патриотическому воспитанию и толерантному отношению к окружающему миру «Мы – новое поколение России»Задачи подпрограммы:
  • воспитывать в несовершеннолетних чувство национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни, предупреждая конфликты и разрешая их ненасильственными средствами.
  • обогащать знания несовершеннолетних о своих правах, развивать уважительное отношение к правам другого человека;
  • формировать чувство сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа.
  • Подпрограмма по воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ экологической грамотности«Как прекрасен этот мир…»Задачи подпрограммы:
  • формирование экологической культуры, бережного отношения к природе;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры и этики, экологической грамотности.
  • Планируемые результаты реализации программыПри реализации каждого из направлений Комплексной программы планируется достижение следующих результатов
  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Формирование ценностного отношения к Родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.
  • Формирование опыта социальной и межкультурной коммуникации.
  • Развитие представлений о правах и обязанностях человека, формирование законопослушного поведения.
  • Развитие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  • Приобретение нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • Развитие способности эмоционально реагировать на негативные проявления в своем коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.