Публикации НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор: Волкова Наталья Николаевна

СтатьяНЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАУрок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок вносит свой конкретный, неповторимый вклад в решение задач. Урок содержит информацию, раскрывающую определенную часть более крупных блоков учебного материала.Очень хороший урок - это не просто. Умение вести урок во многом зависит от того, насколько учитель понимает социально-педагогические требования урока, которые определяются школьными задачами, моделями и принципами обучения. Важным условием успешного проведения уроков является грамотная постановка задачи, а также ее успешное выполнение. Обучение направлено на выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач.Традиционными школьными занятиями являются, как известно, уроки изучения нового учебного материала, закрепления знаний, умении и навыков, проверки и учета приобретённых знаний, умений и навыков, а также анализа контрольных работ, обобщения информации и систематизации полученной информации. Наряду с этими типами уроков в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные уроки: конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Нестандартные формы обучения – это определенные формы работы с учащимися, направленные на совершенствование и повышение эффективности их деятельности, и такие формы работы отклоняются от стандартов проведения уроков.В отечественной педагогике существует два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм воспитания. Первый подход заключается в отходе от четкой структуры смешанного урока и комбинировании различных методов обучения. Это означает, что традиционный урок по-прежнему остается основной формой учебного процесса, но в него необходимо вводить элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. И это прежде всего шестиэтапное развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.На уроках используются различные виды деятельности: рисование таблиц, заполнение карточек, кроссворды из различных источников, рассказы на заданную тему и т. д.Второй подход – это инновационные, современные формы обучения, которые появились в последнее время и широко используются в современных школах. К нетрадиционным урокам относятся: урок-викторина, уроки-игры, уроки-сказки и т. д. А в научной литературе наблюдается тенденция рассматривать нетрадиционные формы обучения как формы интерактивного обучения.Активное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия с другими людьми, организация совместной деятельности. Важнейшими видами интерактивного общения являются сотрудничество и конкуренция. Акцент делается на межличностном общении, в основе которого лежит умение учащегося поставить себя на место другого человека или другой группы людей и только с этой точки оценивать собственные действия (самооценка).При планировании и проведении нетрадиционных форм обучения педагогу необходимо руководствоваться общими дидактическими принципами, которые представляют собой основные, исходные положения, характеризующие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.) Один из самых эффективных способов подготовить нестандартный урок – вникнуть в его детали, чтобы стала видна и понятна подноготная взаимодействия всех его частей.Творческие принципы помогают понять главное на уроке нетрадиционного русского языка:
  • Отказ от модели в организации занятия из-за рутинности и формализма в проведении.
  • Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность класса. Различные формы групповой работы на уроке.
  • Увлечение как основа эмоционального тона урока.
  • Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  • Развитие коммуникативной функции на занятиях как условие обеспечения взаимопонимания, мотивации к действию, чувства эмоционального удовлетворения.
  • «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  • Используйте оценку как формирующий (а не только результирующий) инструмент.
  • Творческие принципы работы на уроке русского языка определяют общее направление педагогического творчества, ориентируя на вполне конкретную учебную деятельность. Эти принципы показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного урока и могут быть использованы при анализе нетрадиционных уроков.Групповая деятельность на нетрадиционных уроках русского языка повышает интерес к предмету, а также уровень усвоения учебного материала. Этапы совместной работы на уроке русского языка:
  • Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
  • Выберите старшего (при желании по жребию).
  • Распределите обязанности, кто чем занимается (прямое задание, «волонтёры», аукцион – задание получает тот, кто внесет больше всего предложений).
  • Выясните, почему все будут выполнять задание.
  • Каждый думает, что, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
  • Каждый контролирует для себя, насколько его результаты соответствуют тому, что было запланировано ранее (дело индивидуальное).
  • Руководитель контролирует, насколько общий результат соответствует задуманному (общему делу).
  • Из индивидуальных результатов получается большой результат.
  • Правила совместной работы на уроке русского языка:
  • Работать сообща: обращать внимание друг на друга, быть вежливыми, не отвлекаться на посторонние вопросы, не смущать друг друга, вовремя помогать друг другу, выполнять указания руководителя.
  • Работать по плану.
  • Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  • Выполнять работу качественно (по плану, точно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материал.
  • Каждая из подгрупп должна уметь защищать общее дело и свое в частности.
  • Также на нетрадиционных уроках русского языка предусматривается самостоятельная деятельность учащихся. В зависимости от тематики и дидактической задачи урока могут быть разные виды самостоятельной работы:
  • Работа с книгами, учебной и справочной литературой;
  • выполнение упражнений и различных заданий;
  • работа с информационными материалами;
  • просмотр и дополнение ответов и выступлений собеседников;
  • подготовка сообщения;
  • грамотная формулировка выводов;
  • изготовление учебных материалов (плакаты, схемы, альбомы);
  • редактирование рабочих листов для учебы или домашних заданий.
  • Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периодам подготовки и проведения нетрадиционных уроков.В методике подготовки нестандартных занятий по русскому языку выделяют 3 периода: подготовительный, собственно занятие и его анализ.
  • Подготовительный. И учитель, и ученики принимают активное участие. Если при подготовке к традиционному уроку такую ​​активность проявляет только учитель (написание конспекта плана, изготовление визуализаций, раздаточных материалов и т. д.), то в последнем случае в значительной степени участвуют и учащиеся. Они делятся на группы (команды, бригады), которым назначаются определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений по теме следующего урока, заполнение кроссвордов, подготовка викторин, подготовка необходимого дидактического материала и т. д.
  • Собственно, урок русского языка (выделяется 3 основных этапа).
  • Первый этап. Он является необходимым условием формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся задачи, уточняется степень готовности к их решению, поиску путей достижения целей занятия. Очерчены ситуации, участие в которых позволит решить познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
  • Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем эффективнее проводится подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их заинтересованность в предстоящей работе. При проведении занятия учитель учитывает отношение учащихся к исходной форме занятия: возраст, психологические и психические особенности и способности.
  • Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний у учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной деятельности.
  • Третий этап. Он посвящен формированию навыков и умений.
  • Контроль обычно вовремя не осуществляется, а «растворяется» в каждом из предыдущих этапов. При анализе этих уроков рекомендуется оценивать, как результаты обучения, воспитания, развития учащихся, так и образ общения ‒ эмоциональный тон урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общение учеников между собой, а также с отдельными рабочими группами.Поэтому рассмотренные данные являются лишь ориентирами, чертежами педагогического творчества. Но они помогают педагогам выстроить качественный образовательный процесс. Ведь приобретение учащимися базовых знаний на уроках русского языка в начальной школе позволяет не утратить, а возродить в детях природную любознательность, стремление познавать и понимать, а вместе с тем и любовь к умственной познавательной деятельности и, следовательно, к самой теме урока.