Публикации
конспект урока по русскому языку
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по русскому языку
Автор: Лебзак Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока по русскому языку
Автор: Лебзак Наталья Викторовна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУучителя начальных классов Лебзак Н.В.Тема: Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».Цели:Образовательные: формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал; Развивающие: развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления; создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников; Воспитательные: воспитывать самостоятельность и творческую активность; воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке. Оборудование урока: компьютер, презентация, раздаточные материалы ( и ), карточки.ХОД УРОКАI стадия – вызов– Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы учимся описывать картину. Мы познакомимся с известным художником.Но сначала мы с вами поиграем в ассоциации. Разделимся на 3 команды.У меня карточки со словами. Каждая группа, выберите себе слово. Прочитайте его, но вслух не произносите. Это секрет.Каждая команда должна написать в таблицу всевозможные слуховые и зрительные ассоциации этого слова в 2 колонки: «Выглядит, как…», «Звучит, как…». Выберите, кто в конце будет представлять Вашу команду.II стадия – осмысление Ассоциации (по ходу работы каждая группа заполняет таблицу; 2 человека рисуют) 1 группа описывает «море»2 группа описывает «чудо- остров»3 группа описывает « Царевну-лебедь»(Представитель команды зачитывает рассказ – загадку, другие команды отгадывают.)Молодцы, ребята, с заданием справились.Догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» Пушкина)Да, и мы с Вами будем описывать картину «Царевна-Лебедь» (показ картины). Кто написал ее? (М.А.Врубель)2) Работа с учебникомА вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. С.70 упр.122. (Чтение текста) Понравилось описание? Почему? Посмотрим, как Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему? А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные (вычёркиваем карандашом.Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает)3) Показ презентации.Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна – Лебедь».Рассказ о жизни М.А.Врубеля. Слайд 3 - 4. Михаил Александрович Врубель родился в1856г. в городе Омске в семье офицера. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но где бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием.М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина. Беседа по картине. Слайд5- 6. - Какой сказочный герой изображен на картине?- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови, губы, общее выражение лица).- Рассмотрите головной убор и платье царевны- Почему художник изобразил вечер?- Где происходит событие, изображенное на картине?- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?- Какое настроение создает картина?ФИЗМИНУТКА Лебеди летят,Крыльями машут,Прогнулись над водой,Качают головой,Прямо и гордо умеют держаться,Очень бесшумно на воду садятся.4) Орфографическая подготовка. 1.Царевна сказочная, очень красивая.2. Лицо бледное грустное.Глаза большие, печальные, синие-синие.- Назовите антоним, синоним к слову печальные.Брови соболиные чуть – чуть приподняты.3. Опишите головное украшение царевны.(Это кокошник – старинный головной убор девушек Древней Руси, украшающийся вышивкой и драгоценными камнями)- красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны опускается сетка из жемчуга.- на кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. Обычно фату надевают на голову невесты в день свадьбы.4. Цвет Царевны - Лебедь. Слайд 9.- для изображения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная…5. Природа. - изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной.6. Настроение.У зрителя создается такое впечатление, будто он заглядывает в сказочный мир.5) Составление плана сочинения.6) Написание сочинения.А какой вы её представляете, какой видите? III стадия – рефлексияОцените свою работу на уроке.