Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Автор: Кузовова Кадрия Мокадэсовна Емельянова Елена Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Кузовова Кадрия Мокадэсовна, воспитатель.МАОУ детский сад № 210 «Ладушки», г. ТольяттиАннотация: Дидактические игры – это игры которые помогают детям с тяжелыми нарушениями речи в формировании лексико-грамматического строя речи. Существенным фактором, который определяет формирование лексико-грамматической структуры языка, будет то, как быстро и качественно ребенок овладеет языковыми правилами и общими законами. У детей с ТНР лексико-грамматический строй речи, как правило, развивается в том же порядке, что и у детей с сохранным развитием, но качественно хуже и медленнее. Ключевые слова: дошкольник, дошкольная образовательная организация, лексико-грамматического строя речи, тяжелое нарушение речи, дидактические игры.Актуальность темы заключается в том, что несформированность лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста является одним из ключевых факторов тяжелого нарушения речи. Ученые, изучающие развитие речи у дошкольников, такие как Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и другие, подтверждают эту связь. Тяжелое нарушение речи характеризуется нарушениями всех аспектов речевой системы, включая звуковую сторону, лексику, грамматику и фонетику. Дети детей с тяжелыми нарушениями речи используют слова с неправильным значением и наблюдаются различные вербальные парафазии и несовершенство в развитии семантических полей. Такие дети испытывают трудности в актуализации лексики и грамматики. Тяжелое нарушение речи имеет негативное воздействие на все аспекты развития ребенка. Оно затрудняет развитие его познавательных способностей, снижает эффективность запоминания информации, нарушает логику и осмысленность исполнения задач, а также затрудняет освоение мыслительных процессов у детей [8, с. 87].К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ТНР значительно отстает от нормы, самостоятельная связная речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной речи старших дошкольников с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий» [5, с. 176].Развитие лексико-грамматического строя речи важно вести по трем направлениям: увеличивать количество слов в личном словаре, учить формировать законченные фразы и внедрять их в речевой поток. «Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с ТНР является важным компонентом коррекционной работы».Дидактические игры помогают заменить изменения в образовании слов, тренируют составление связных высказываний, формируют пояснительную речь - весьма эффективное средство развития лексико-грамматических навыков.Было проведено экспериментальное исследование. Опираясь на исследования Н.В. Нищевой, были выделены показатели исследования уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также осуществили отбор и разработку диагностических заданийИсходя из проведенных методик исследования, пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с ТНР преобладает низкий и средний уровни развития лексико-грамматического строя речи.Работа с детьми шестого года жизни с ТНР включает «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни», разработанную Н.В. Нищевой [7, с. 96].Первоначально была проведена работа по формированию лексико-грамматической структуры предложений. Одним из методов было использование специальных дидактических игр, таких как «Закончи предложение», «Подбери слово», «Ответь на вопрос» и другие.Другим направлением коррекционной работы было обогащение и активизация лексики дошкольников через использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе. Посредством дидактических игр «Скажи правильно», «Исправь ошибку», «Кто, какую пользу приносит», «Хвастунишки», формировалось умение детей использовать в речи различные лексические средства языка, правильно строить предложения и обеспечивать связи между ними. Кроме того, дети развивали коммуникативные навыки общения.Далее формировали умение образовывать имена существительные в именительном падеже с уменьшительно-ласкательными суффиксами проводилось посредством дидактических игр «Кто у кого» и «Назови фрукты ласково» и другие»Проведение комплекса дидактических игр включало в себя учет принципов усложнения, наглядности и последовательности. Это позволяло не только сделать занятия интересными и увлекательными для детей, но и обеспечить их постепенное и полноценное развитие в различных областях знаний и навыков [3, с. 112].Следовательно, использование дидактических игр и организация комплекса в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах эффективно в развитии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.После проведения игр и организации комплекса в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах был проведен контрольный этап эксперимента.Список используемой литературы
  • Бакунина А. М. Мониторинг развития речи дошкольников с ТНР в контексте компетентностного подхода //Дошкольная педагогика. 2021. № 9. С.44-45.
  • Волкова Л. С. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой М. : Владос, 2020. 704 с.
  • Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2021. 256 с.
  • Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. М. : АСТ, 2021. 216 с.
  • Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2020. № 6. С. 63-67.
  • Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2021. 224 с.
  • Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб. : Питер, 2021. 260 с.