ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИВнеклассные мероприятия по русскому языку и строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.Основным следует считать принцип добровольности. Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т.е. ее руководителем.Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из условий (чувство удовлетворенности при выполнении заданий, преодоление затруднений, повышение успеваемости, удовлетворение от самого участия в внеклассных мероприятиях и т.д.) можно использовать в каждом конкретном случае. Этот принцип - принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся - способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся внеклассные занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей [Панов 1980:52].Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе. Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов.Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.При организации внеклассных мероприятий следует помнить и о принципе систематичности. Речь идет не только о систематичности, в течение всего учебного года, проводимой внеклассной работе, но главным образом о содержании внеклассных занятий. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний. Но система должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.Как нельзя ради системы жертвовать глубиной знаний, так и нельзя давать обрывочный, вне всякой связи языковой материал, так как он не принесет нужной пользы [Ушаков1985:69].Главным на внеклассных занятиях по русскому языку является принцип развития речи детей. Именно им в основном определяется выбор методов и приемов проведения внеклассных занятий. Виды и формы работы по русскому языку и необычайно разнообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, вечера, олимпиады, конкурсы, литературные гостиные. Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, тем живее интерес учащихся к ней.В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.Во внеклассной работе по русскому языку преобладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, оформление стендов. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме [Ушаков 1985:26].По охвату учащихся они могут быть индивидуальными и групповыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др.При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.Планируя и организуя внеклассную работу с обучающимися 5-6 классов, учитель должен строить ее на игровой основе. Игра требует от участников сообразительности, внимания, воспитывает в детях настойчивость и выдержку, вырабатывает у них навык быстро ориентироваться и находить верное решение. Подбирая игры, надо руководствоваться тем, что, во-первых, игровой материал должен соответствовать программе класса, во-вторых, игры должны быть массовыми, в игре желательно не иметь исполнителей и зрителей, поскольку для этого не требуется особый талант, а лишь желание играть. В игру важно вовлекать даже самых пассивных детей, что будет развивать их и приобщать к коллективу.Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку способствует развитию интереса к предмету, овладению русским языком как средством общения, познания.Главными задачами проведения тематических праздников являются:- привлечение к работе по подготовке и проведению внеклассных мероприятий как можно большего количества учащихся;- развитие интереса к углубленному изучению русского языка;- организация активного отдыха школьников средствами учебного предмета.Во внеурочное время- индивидуальная работа с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования. Ф. И. Буслаев работу над развитием речи относил к упражнениям «высшего порядка». К. Д. Ушинский говорил об обязанностях наставника «исправлять и пополнять словесный запас дитяти». Вопрос развития речевой культуры, как происходит процесс порождения восприятия высказывания интересовал и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других [Бочарникова 2009: 131]. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.Не только нужно, но и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Во внеурочное время ученики работают со специальными иллюстрированными индивидуальными карточками по развитию речи. Карточки – это не просто развлечение. Они соответствуют определенным темам. Задание в карточках приблизительно такого характера: написать сочинение-миниатюру по данной теме с определенным заданием или предлагаю такую карточку: составить рассказ по данному началу и концу – основную часть надо пофантазировать, сочинить самим. Далее необходимо выполнить задание различного характера.Воспитание речевой культуры посредством работы над развитием речи учащихся как на уроках, так и во внеурочное время необходимо.И, наконец, следует назвать комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя русского языка. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.В своей педагогической практике можно использовать такие постоянно действующие виды внеклассной работы, работающие в течение всего учебного года, как кружки и факультативы.Занятия по свободному выбору – факультативные и элективные – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности учащихся. Примером тому могут служить театрализованные постановки, которые периодически случаются в нашей школе. Проигрывая роль артиста, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом. Следуя цели своей педагогической деятельности, включаем в работу с учащимися элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. Результатом этой работы являются созданные учащимися рефераты.Проектное обучение –современный подход в обучении, который противопоставляется классно-урочной системе. При проектном обучении не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс. Преподаватель превращается в куратора или консультанта:помогает обучаемым в поиске источников;сам является источником информации;поддерживает и поощряет учащихся;координирует и корректирует весь процесс;поддерживает непрерывную обратную связь.Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.вводятся элементы исследовательской деятельности;формируются личностные качества учащихся;происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления.Ежегодно наши учащиеся принимают активное участие в городских и Всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ школьников.Следующий вид внеклассной работы по русскому языку и литературе включает в себя эпизодические формы, проводящийся раз в год:интеллектуальный марафон, в ходе которого выявляются одаренные учащиеся;школьная олимпиада по русскому языку и литературе;участие во Всероссийской игре «Русский медвежонок»участие во Всероссийском филологическом чемпионатеПожалуй, самой популярной формой внеклассной работы являются различные игры. Во-первых, у детей среднего школьного возраста еще велика потребность в игре. Во-вторых, внеклассные мероприятия обычно проводятся после уроков, когда ребята устали. В-третьих, игры необходимы для развития внимания, памяти, воображения. В-четвертых, игры вызывают интерес и делают умственную работу более продуктивной, увлекают учащихся и активизируют их деятельность, поддерживают внимание и обеспечивают лучшее запоминание материала, помогая более глубоко и прочно усвоить его. Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках. Любая дидактическая игра – это упражнение в занимательной форме, нередко более трудное, чем упражнение из школьного учебника. И наконец, комбинированные формы внеурочной работы: неделя Русского языка и Литературы, Неделя Чтения.Неделя Русского языка, неделя Чтения – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.Проведение недели русского языка и литературы – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников. Как показывает опыт, активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и формированию коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, умение и навыки использования средств языка в устной речи, практическое овладение диалогической и монологической речью, овладение культурой устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, владение навыками работы в группе и коллективе, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др. Следует отметить, что в процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо организовывать обучение таким образом, чтобы оно было максимально приближено к процессу общения. Для этого и необходимы специальные упражнения, ситуации на уроках, разнообразные методы и приемы работы, что может способствовать организации эффективного учебного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС.Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.В контексте коммуникативной стратегии обучения русскому языку на первый план в качестве важнейшей цели выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, развитие способности осуществлять коммуникацию, а путь к овладению языком видится в практическом его использовании. Коммуникативная стратегия обучения языку актуализирует его воспитательный потенциал, способствуя овладению школьниками культурой речевого поведения и общения.Коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Одним из средств формирования коммуникативной компетенции выступает учебный диалог.Внеклассные мероприятия по русскому языку и строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года; - эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).Активное вовлечение школьников во внеклассную работу способствует не только усилению интереса к изучению программного материала, повышению успеваемости, более бережному отношению учащихся к языку и осознанному пользованию им, но и содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, а, следовательно, и формированию коммуникативной компетенции учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБочарникова, М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде [Текст] / М.А. Бочарникова // Молодой ученый. - 2009. - №8. - С. 130-132. Безяева, М.Г. О специфике коммуникативной интерпретации текста (на материале соотношения письменной основы и звучащего варианта) [Текст] / М.Г. Безяева// Вестник Московского Университета. Серия 9: Филология— 2013. — № 2. — С. 45 — 51.Бутакова, Л.О. Лексикон школьника как динамическая система [Текст]/ Л.О. Бутакова // Русский язык в школе. -2017. -№1. –С.65-69.Вятютнев, М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы [Текст] / М.Н. Вятютков // Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. –1986. – С. 79-84.Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку [Текст]/ И.В. Голубева// Русский язык в школе, №3. - 1999. - С. 41-45.Дудковская , Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС. [Текст]/ Е.Е. Дудковская// Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, №3. -2014. – С.98-102.Евлампиева, Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку [Текст]/ Е.А. Евлампиева - Чебоксары: «Клио», 1999. - 66 с.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновнская - М.: Академия, - 2000 - 443. с.Маслова, М.В. Организация слушания на уроках русского языка [Текст]/ М.В. Маслова// Русский язык в школе. -2017. -№1. –С.13-17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Психология, 2000. - 628 с.Немов, Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие [Текст] / Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку [Текст]/ Б.Т.Панов. - М.: Педагогика, 1980. – 145 с.Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В.В. Сафонова // О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 236 с. Соболева, С.Н. Современные дидактические средства при формировании грамотности учащихся [Текст]/ С.Н. Соболева// Русский язык в школе, №4. - 1999. - С. 40-41.Ушаков, Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку [Текст] / Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворова - М.: 1985. – 615 с.Царенков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов [Текст] / Д.И. Царенков // Русский язык за рубежом. – 1990. – М. – С. 15-26Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся [Текст]/ Т. Шамардина // Директор школы. - 2007. - № 4. - С. 57 - 62.Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку школе [Текст]/ Н.М. Шанский // Русский язык за рубежом - 2002 - № 2 - C. 66-68.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ Проекты/ ФГОС-и-ПООП – ФЗФедеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования (в ред. Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ Проекты/ ФГОС-и-ПООП – ФГОС ОООФедеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ Проекты/ ФГОС-и-ПООП – ФГОС СОО