Публикации Художественная литература как средство формирования мужественности и женственности у детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественная литература как средство формирования мужественности и женственности у детей дошкольного возраста
Автор: Литар татьяна Михайловна

«Художественная литература как средство формирования мужественности и женственности у детей дошкольного возраста» Выполнила͗ воспитатель МБДОУ «ДС № 375 г͘ Челябинска» Литар Т͘М͘ 2024 г͘ В чем различие понятий половое и гендерное воспитание? Половое воспитание – воспитание͕ основанное на знании͕ прежде всего на физиологических особенностей полового развития ребенка͘ Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учётом принадлежности к определенному полу͘ ФГОС͕ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования͗ -Ребёнок имеет первичные представления о себе͕ семье͕ традиционных семейных ценностях͕ включая традиционные гендерные ориентации͕ проявляет уважение к своему и противоположному полу͘ ФОП͘ Одна из главных задач гендерного воспитания - улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками͕ формирование адекватной оценки представителей противоположного пола͕ вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Так ли это? Существует мнение͕ что ребенок автоматически скопирует свою гендерную роль͘ Это не совсем так. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают͕ что в современном обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Как быть? Заменить отсутствующее мужское - папино или женское - мамино влияние на ребенка никто не сможет͕ но заполнить некоторые пробелы͕ пожалуй͕ возможно. Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы͕ став взрослым͕ человек плохо справляется со своими социальными ролями. . Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя͕ поэтому чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности͘ Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое͕ настоящее и будущее мира͕ учится анализировать͕ в нём закладываются нравственные и культурные ценности͘ «Через книгу происходит «врастание» ребенка в гендерную культуру того общества͕ где он живёт и развивается» (с позиции концепции Л͘ С͘ Выготского) Одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей͕ отражающих гендерную социализацию дошкольников͕ является художественная литература. Работа с художественной литературой - Работа по гендерному воспитанию детей посредством художественной литературы ведется ежедневно͕ в специально организованной самостоятельной или совместной со взрослыми деятельности детей͘ - Предполагает создание предметно-развивающей среды͘ Это͕ прежде всего͕ оформление книжного уголка с произведениями для мальчиков и девочек и с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций͘ Разбор и анализ художественной литературы - Читая художественные произведения͕ мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев͕ свойственные представителям разных полов͘ Через гендерные образы любимых литературных персонажей мальчики и девочки приходят к соответствующему пониманию самих себя͘ Дети любят одних героев͕ восхищаются их поступками͕ пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни͕ не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них͘ Виды художественной литературы в рамках гендерного воспитания дошкольников Устное народное творчество͗ -Пестушки и потешки, -колыбельные песни͕ -пословицы и поговорки͕ -сказки Авторская художественная литература Устное народное творчество - являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка͘ Фольклорные произведения поражают своей простотой͕ точностью и красотой͘ Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку͘ Такие книжки очень красочно иллюстрированы ͘ Дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх͕ в театральной деятельности͕ на праздниках и развлечениях͘ Колыбельные песни В колыбельных песенках присутствует обращение не просто к ребенку͕ а к девочкам и мальчикам͗ «Гуркота, гуркота͕ а Митеньке дремота»͕ «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку»͘ Пестушки и потешки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей͕ ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни͘ В соответствии с тем͕ кому именно была адресована потешка или пестушка͕ девочке или мальчику͕ прогнозировалось их будущее͘ Большое внимание в пестушках и потешках уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек͗ одежде͕ прическе͘ При этом очевидно͕ что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей͕ которые по женской линии несли в себе терпимость͕ сдержанность͕ любовь и доброту͕ а по мужской — стойкость͕ мужество͕ ответственность͘ Пословицы и поговорки - неисчерпаемый источник гендерного воспитания͘ В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа͕ как любовь к матери͕ уважение к старшим͕ почитание родителей͕ народные мысли о воспитании мужских и женских качеств͘ «Мужик хлопочет – добротный дом себе построить хочет» «Семья вместе - душа на месте»͘ «Где любовь да совет͕ там горя нет»͘ «Не та хозяйка͕ которая говорит͕ а та͕ которая щи варит»͘ «Смелый боец и в ученье͕ и в бою молодец»͘ «Лучше есть хлеб с водою͕ чем жить со злою женою»͘ «Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»͘ «Мальчик родился - на подмогу͕ а девочка - на потеху»͖ «С сыном дом наживешь͕ а с дочкой остаток проживешь»͖ «Сын хлебом кормит͕ а дочь последний кусок унесет»͖ «Растить дочку͕ что лить в дырявую бочку»͖ «Корми сына до поры͗ а придет пора - сын тебя покормит»͖ Сказка - одна из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания Как в народных͕ так и в авторских сказках в художественной форме даны образцы гендерного поведения. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой͘ В сказке задаются͕ складываются и формируются эталоны жизни͕ эталоны поведения͘ Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир͕ овладевает особенностями взаимоотношений полов͘ Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения͘ Сказка представляет ребёнку следующие жизненные ситуации͗ - терпение͕ трудолюбие͕ заботливость девочки вознаграждается͖ - силой͕ смелостью͕ служением родной земле мальчик может заслужить любовь и уважение людей͖ - любовь к детям͕ забота о них позволяют воспитать достойную смену͕ способную встать на защиту семьи͖ - проявление ума и смекалки обеспечивает выход из сложной жизненной ситуации мальчикам и девочкам͘ В половом отношении все сказки можно условно разделить на три группы͗ - «мужские»͕ где главный герой – мужской персонаж͘ «Колобок»͕ «Мальчик-с-пальчик» и другие͖ - «женские»͕ где главная героиня – персонаж женского пола͘ «Красная шапочка»͕ «Золушка»͕ «Дюймовочка»͖ «Царевна лягушка» -«смешанные»͕ где есть два главных героя обоих полов͘ «Царевна – Лягушка» -Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом͕ чтобы герой (героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрёл некий урок для себя͘ Сюжет же «смешанных» сказок обязательно завершается воссоединением героя и героини͕ свадьбой͘ Т͘е͘ «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения͕ а «женские» - женское поведение͘ «Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации͘ Поэтому нам важны все три группы сказок͘ Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза. Необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации͕ следуя требованиям͗ · доступность возрасту͖ · эмоциональная привлекательность͖ · динамичность сюжета͖ · образное описание главных героев͖ · наличие эпизодов͕ которые дети могут перенести в игру͘ При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности предлагаем весь репертуар художественных произведений разбить на блоки͘ В первый блок могут войти следующие циклы͗  произведения͕ раскрывающие качества мужественности͕ присущие защитникам отечества͗ смелость͕ стойкость͕ ответственность («Богатырская застава» В͘Калиты͕ рассказы Л͘Кассиля «Твои защитники» и др͘)  о мужественных поступках в мирное время͕ но в необычных обстоятельствах ( рассказы в стихах С͘Маршака «Пожар»͕ «Рассказ о неизвестном герое»͕Б͘Житкова «Почта»͕ К͘И͘Чуковского «Храбрость» и др͘)  о мальчиках͕ проявляющих мужественность (рассказы «Рыцарь» В͘Железникова͕«Просто старушка» В͘Осеевой͕ «Ничего особенного» В͘Донниковой͕ произведение Е͘ Пермяка «Самое страшное» и другие) Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности͕ а именно заботливости͘ миролюбия͕ терпимости к недостаткам других и попечительского отношения к малышам͗ - произведения͕ формирующие собирательный͕ положительный образ девочки ( рассказы А͘Гайдара «Голубая чашка»͕ «Праздник»͕ Н͘Пикулевой «Улыбка и Слёзка») - раскрывающие качества женственности͕ проявляемые по отношению к представителям противоположного пола( сказки «Золушка»͘ «Морозко» и др͘)͖  - Показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам (сказки Э͘Сетона – Томпсона «Рванное ушко»͕ в͘Сухомлинсккого «О гусыне»͕ рассказ А͘Алексина «Первый день»)͖  - произведения͕ формирующие представления о миротворчестве (сказки Ш͘Перро «Фея»͕ Братьев Гримм «Госпожа Метелица» Третий блок произведений направлен на формирование представлений о дружной счастливой семье Рассказы Н͘Яночкиной «Большой и маленький»͕ В͘Осеевой «Отомстила»͕ Н͘Носова «Шурик - у дедушки» и др͖͘ где все͗ заботятся друг о друге ͕во всём помогают Главы из повестей Д͘ Габе «Моя семья» (Работа) ͕ рассказ В͘ Драгунского «Куриный бульон» из сборника Денискины рассказы͕ короткие стихотворные и прозаические произведения А͘ Усановой «Стирка»͕ В͘Донниковой «Выдумщики» Анализ сказок посредством которого выявляются гендерно–традиционные и нетрадиционные действия͕ умения и качества героев͘ Примерная схема анализа͘ 1͘ О чем эти сказки? 2͘ Что в них показалось вам необычным? 3͘ Насколько типично поведение мужских и женских героев этих сказок? В чем именно заключается их стереотипное и нестереотипное поведение? 4͘ Какими личностными чертами обладают главные персонажи? Какие преимущества они им дают? Где и когда мешают? 5͘ Что͕ на ваш взгляд͕ ценного в этих сказках? Практическое задание Из предложенных произведений художественной литературы выбрать те͕ которые освещают женский и мужской труд •Г͘ М͘ Новицкая͗ «Машенька» •В͘Осеева͗ «Три сына» •В͘П͘ Катаев͗ «Дудочка и кувшинчик» •«Крошечка-Хаврошечка» •«Мороз Иванович» •«Заплатка»͕ «Огородники» Н͘Н͘ Носов •«Как рубашка в поле выросла»͕ «Два плуга» К͘Д͘ Ушинский Практическое задание Собери пословицы из картинок 1͘ Не надобен и клад͕ коль в семье лад͘ 2͘ За двумя зайцами погонишься ͕ ни одного не поймаешь͘ 3͘ Без труда͕ не поймаешь и рыбку из пруда 1͘Правду как не прячь͕ она все равно наружу выйдет͘ 2͘ Слово не воробей͕ вылетит – не поймаешь͘ 3͘Маленькое дело͕ лучше большого безделья Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников выделены несколько тематических областей͕ соответственно каждой области подбирается художественная литература͕ рекомендованная для дошкольников͕ которую можно разделить на две группы͗ про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин)͘ Такое разделение дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской͕ так и женской гендерной роли͘ Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня развития детей͕ добавляя или убирая те или иные произведения͘ Таким образом͕ художественная литература может выступить инструментом гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения͘ Таким образом͕ художественная литература – эффективное средство воспитания гендерной толерантности детей дошкольного возраста͘ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!