Публикации Робототехника как средство формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Робототехника как средство формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Синегубова Юлия Викторовна, Попова Ольга Алексеевна, Канищева Наталья Владимировна, Павлова Ольга Игоревна 

Робототехника как средство формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиКанищева Наталья Владимировна.учитель – логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНРМБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородСинегубова Юлия Викторовнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородПопова Ольга Алексеевнавоспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородПавлова Ольга Игоревнамузыкальный руководительМБДОУ д/с комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» Россия, г. БелгородВ данной статье мы рассказываем о роли робототехники в формировании предложно-падежных конструкций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, отмечаем, что робототехника является достаточно новым и увлекательным методом для развития ребенка.Ключевые слова: формирование, предложно-падежные конструкции, речь, робототехника и конструирование.В современном мире детей с нарушениями речи становится все больше. Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны следующие задачи речевого развития «…обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве одной из приоритетных видов активности в ДОО – детское конструирование и робототехнику.Конструирование и робототехника являются увлекательным и полезным видом деятельности для дошкольников, способствует развитию пространственного и логического мышления, способствует формированию воображения, внимания, развивает речь и коммуникативные навыки, формирует умение самостоятельно принимать решения.Робототехника в детском саду - это интересно и занимательно.  Доказано  влияние робототехники и конструирования на речевое развитие у дошкольников. Это связано с тем, что дети при сборке роботов и механизмов развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, связано с центрами речи. Поэтому у таких детей быстрее развивается речевой аппарат. Кроме того, навык сборки множества мелких деталей, которые нужно правильно встроить в устройство, перерастает в хорошую технику письма. Благодаря занятиям по робототехнике, каждый ребенок приобретет навыки общения в коллективе, учится общаться, отстаивать свои идеи, спорить и даже соревноваться.Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с общим недоразвитием речи грамматическим строем речи, которое проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития. О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская отмечают, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражаются в элементарных, неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться до старших классов. Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики является менее изученной. В своих работах среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина выделяют неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей. Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, так как грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Педагогам в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Одним из  инновационных направлений работы учреждения является использование в образовательном процессе робототехники. Робототехника в детском саду является уникальным средством обучения, которое способствует социально-коммуникативному развитию, формирует умение самостоятельно принимать решения, позволяет развивать технический потенциал воспитанника.Как показывает практика, дети, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог - хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет  действие с предметом.Следовательно, необходимо формировать предложно-падежные  конструкции  у дошкольников с ТНР  посредством использования робототехники, которая превращает занятия  в увлекательную деятельность и позволит формировать положительный настрой детей  на обучение.Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Наблюдаются не только многочисленные искажения употребления падежных форм, родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительными, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений. Такие дошкольники часто не могут правильно повторить предложение, состоящее из четырех и более слов, искажают их порядок и количество.Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.Таким образом, работа по развитию речи с применением робототехники является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование робототехники в образовательном процессе превращает занятия  в увлекательную деятельность и позволит формировать положительный настрой детей  на обучение.Литература:    1.  Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. -М.: Владос, 2014. - 288 с.  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 20064. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.- М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-20135. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.