Публикации Курсовая работа - Развитие познавательной активности младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Курсовая работа - Развитие познавательной активности младших школьников
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна

Аннотация Курсовая работа рассматривает решение актуальной проблемы формирования у младших школьников познавательной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности. Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности систематического использования разнообразных, интересных и творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной активности у младших школьников. В ходе работы решаются задачи: - изучить и проанализировать психолого - педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования; - выявить уровень познавательной активности у младших школьников; - подобрать и разработать комплекс занятий направленных на развитие познавательной активности у младших школьников; - проанализировать полученные результаты. В курсовой работе представлена актуальность исследования, теоретические положения работы, формы продуктивной деятельности, экспериментальная часть, заключение, список используемой литературы, приложение. В работе теоретически определено и обосновано содержание работы по развитию познавательной активности у младших школьников. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАВЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………….5 1.1Сущность понятия “познавательная активность”…………….5 1.2Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников ………………………………………………………..10 2.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………………………………………..12 2.1 Изучение состояния развития познавательной активности младших школьников на начальном этапе……………………….12 2.2Методы и приемы развития познавательной активности у младших школьников ……………………………………………..18 2.3 Результаты контрольного эксперимента по развитию познавательной активности младших школьников………… 24 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………...29 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………...31 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………33 ВведениеВечным вопросом философии и педагогики, вопросом, на который психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить является вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, стремился к получению знаний? Каждая эпоха развития общества в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как можно добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения. Развитие познавательной активности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной психологии и педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. В условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать новую развивающую модель преподавания в начальной школе для развития личности школьника, а также для повышения уровня интереса к обучению, желания и умения учиться. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И.Щукина: “Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания” [46], [47].Абсолютно не случайно особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной этап определяет результативность обучения. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, вследствие этого учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности. И поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы. Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1.Раскрыть сущность и структуру понятия познавательная активность.2.Рассмотреть условия формирования познавательной активности.3.Провести диагностическое обследование младших школьников с целью выявления уровня развития познавательной активности и самостоятельности.4. Апробировать данную систему и проанализировать результаты эксперимента урочной и внеурочной деятельности.Объект исследования – познавательная активность младших школьников.Предмет исследования – методы и приёмы формирования познавательной активности в процессе обучения и внеурочной деятельности младших школьников. Глава1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников 1.1Сущность понятия “познавательная активность” Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип "активности и самостоятельности учащихся в обучении"[2]. Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия "познавательная активность". В содержании понятия "познавательная активность" можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе "Мысли о воспитании" утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом "Здоровый дух в здоровом теле"[6]. При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство - регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника, ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев  и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Сегодня обществу необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса, развитого кругозора. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащийся получает образование. Познавательная активность играет в педагогическом процессе одну из главных ролей. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: “Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности”. [11, С.87] Вот что пишет Т.И. Шамова: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей"[10]. Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет "познавательную активность" как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания[11]. Качеством личности "познавательная активность" становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Исходя, из этого Г.И. Щукина выделила следующие виды познавательной активности: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность, тем самым предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует из классификаций методов обучения. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором - о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и, наконец, в третьем - о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности [45]. Т.И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их не по методам обучения, а по образцу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. И в той, и в другой классификации речь идет об обучающемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Процесс – это последовательность действий, но, что очень важно, процессом нужно управлять, а это значит: принимать активность в данных действиях. Классификация подходов по Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой [, с. 196] представлены в таблице 1. Таблица 1 “Уровни познавательной активности” Приложение 1 Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение. Таким образом, на основании проведенного анализа, в выявлении уровня развития познавательной активности младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели:- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);-мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);-действенно-практический (инициативность в познании, проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка). Из чего следует вывод, что познавательная активность – трудоемкое личностное образование, которое формируется под воздействием самых разнородных факторов: объективных (педагог и его меры и способы преподавания) и субъективных (усидчивость, мотивация, любознательность, усидчивость и т.д.). Тип учебной активности – это подвижный показатель. В силах педагога посодействовать учащемуся перейти от нулевой активности к ситуативной и, вполне вероятно, исполнительской, творческой активности. Познавательную активность можно анализировать с различных сторон: как мотив учения, как стабильное качество личности, как мощный способ учения. Для того чтобы пробудить учебную деятельность ученика нужно регулярно побуждать, развивать и укреплять познавательную активность и как мотив, и как прочное качество личности, и как сильное средство учения.[1]  1.2Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.Основными характеристиками познавательной активности являются:- естественное стремление школьников к познанию;- положительное отношение к учебе;- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;- проявление воли в процессе овладения знаниями. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы,  обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;- эмоциональная насыщенность занятия, “взволнованность” самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность:- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Познавательная активность, являясь главным фактором улучшения и в тоже время признаком эффективности и результативности процесса обучения, побуждает развитие самостоятельности, активизирует к самообразованию, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования. Развитие познавательной активности обучающихся одна из важных проблем всего учебного процесса.Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование уровня развития познавательной активности у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности2.1. Изучение состояния развития познавательной активности младших школьников на начальном этапеТеоретические основы проблемы развития познавательной активности у младших школьников, дают возможность говорить о потребности создания специальных условий, содействующих ее разрешению. Цель нашего исследования: выявить и охарактеризовать методы и приёмы формирования познавательной активности младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности. Задачи исследования:1.Раскрыть сущность и структуру понятия познавательная активность.2.Рассмотреть условия формирования познавательной активности.3.Провести диагностическое обследование младших школьников с целью выявления уровня развития познавательной активности и самостоятельности.4. Апробировать данную систему и проанализировать результаты эксперимента урочной и внеурочной деятельности. Проведение практической части исследования было организовано на базе общеобразовательной школы МБОУ “Талаковская школа” пос. Талаковка города Мариуполя в течение 8 недель. В формирующем этапе опытно - поисковой работы принимали участие 32 обучающихся вторых и четвёртых классов. Нами были сформированы две группы ( І - ученики 2 класса и ІІ - ученики 4 класса). Первая группа состояла из 16 обучающихся, средний возраст испытуемых 7-8 лет. Вторая группа состояла из 16 обучающихся, средний возраст испытуемых – 9-10 лет. Диагностика начального уровня познавательной активности у младших школьников была проведена на основе: комплекса методик, составляющих диагностическое сопровождение процесса развития познавательной активности младшего школьника в образовательной практике.Характеристика показателей познавательной активности обучающихся в учебной деятельности проводиться на основании работ Е.В. Коротаевой, А.А. Горчинской, Г.И. Щукиной, которые выделяют внешние и внутренние показатели ее проявления:К внешним показателям относятся: активность, диалог с учителем, диалог с учениками, выполнение домашнего задания, чтение дополнительной литературы, внеклассная работа, работоспособность, самостоятельные задания, успеваемость, ожидание конца урока.К внутренним показателям относятся: эмоциональное состояние, открытость, чувство уверенности, быстрота вхождения в учебную ситуацию, мотивация, внимание.Таблица 2 Критерии и показатели уровня сформированности познавательной активности младших школьниковНа основе выделенных критериев и показателей были определены три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: высокий, средний, низкий, которые представлены в таблице.Таблица 3 Уровни сформированности познавательной активности младших школьников Анкета (Приложение 2)Уровень сформированности познавательной активности мы определяли по ответам учащихся. Результаты анкетирования представлены в таблице 4.Таблица 4 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников второго и четвёртого класса на начальном уровне Результаты таблицы обработаны и представлены в процентном соотношении в виде диаграммы (Рисунок 1).Рисунок 1. Диаграмма уровня сформированности познавательной активности младших школьников второго и четвёртого классов на начальном этапе. Из сравнения рисунков видно, что во втором и четвёртых классах количество учеников со средним уровнем одинаково. Высокий уровень преобладает во втором классе, а низкий в четвёртом.Для выявления уровня познавательной самостоятельности младших школьников была проведена методика Познавательная самостоятельность младшего школьника Г.И. Щукиной.Цель методики была выявить степень выраженности познавательной самостоятельности младших школьников. Для проведения данной методики была подготовлена анкета с 5 вопросами, имеющими следующие варианты ответов: а) да, б) иногда, в) нет. Каждому школьнику была выдана анкета, и было предложено выбрать один из ответов, с которым он согласен. Анкета (Приложение 3)Уровень сформированности познавательной самостоятельности мы определяли по ответам младших школьников. Результаты методики были занесены в таблицу 5.Таблица 5 Уровень сформированности познавательной самостоятельности младших школьников второго и четвёртого классов на начальном этапеРезультаты таблицы обработаны и представлены в процентном соотношении в виде диаграммы (Рисунок 2).Рисунок 2. Диаграмма уровня сформированности познавательной самостоятельности младших школьников второго и четвёртого классов на начальном этапе. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения учителем комплекса методов и приемов, направленных на формирование познавательной самостоятельности младших школьников.2.2 Методы и приемы развития познавательной активности у младших школьников Для проведения формирующего эксперимента был подобран и разработан комплекс занятий по развитию познавательной активности учеников второго и четвёртого классов на уроках и во внеурочной деятельности, который способствовал эффективному формированию познавательного интереса.Для того чтобы детям хотелось получать знания, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, мы выбирали различные формы и приёмы организации уроков, использовали занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к уроку, что способствует повышению качества знаний по предмету. При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда учитель целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. Результатом такой работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на всех уроках.Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. На уроках учим наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в самостоятельное плавание, ненавязчиво мы корректируем их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. (Приложение 4) Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство и партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. На уроках часто используем игровые приёмы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с процессом общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.Мы согласны с мнением Л.С.Выготского, что использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.Игра проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.Игры на разных этапах урока (Приложение 5)В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло. Подвижные игры помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой. Наиболее часто на уроках используем загадки, ребусы, шарады, анаграммы и кроссворды. Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям. (Приложение 6) Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. Первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы стараемся делать вместе с родителями. Наша работа состоит из следующих этапов: - определение практически значимой цели, формулировка задачи; - обсуждение реализации поставленной цели; - проработка идей;- оформление материалов; - выставка и оценивание работ. Активное внедрение на различных уроках в начальной школе информационно – коммуникационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. На уроках можно использовать разные формы применения ИКТ:презентации, тренажёры, тесты, развивающие игры, музыкальное сопровождение уроков, использование возможностей Интернет сообществ, проектная деятельность. Наиболее удачной и распространённой формой использования ИКТ являются презентации. Используем некоторые приёмы ТРИЗ - педагогики, которые позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. (Приложение 7) Такие приёмы приучают детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение, умение соучаствовать. Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: - творческое усвоение детьми учебного материала; - связь теоретических знаний с практикой; - активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; - формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия; - формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Основной путь развития младших школьников - включение в творческую  деятельность. Считаем, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе развивать творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь в достижении успеха. Дети с большим удовольствием  вовлекаются в процесс творчества, воплощают свои мечты,  выражают чувства и  настроение. Творческие способности  помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.   Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Мы,  как и многие педагоги, ищем способы,  привлекающие  учеников к активной работе на уроке и во внеурочное время, повышая этим интерес  детей к учебному процессу.        Свою работу строим,  используя следующие способы  стимулирования творческих способностей:- обеспечение благоприятной атмосферы;- доброжелательность с нашей стороны,  отказ от критики в адрес ребенка;- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;- поощрение высказывания оригинальных идей;- обеспечение возможностей для практики;- использование личного примера творческого подхода  к решению проблем;- представление детям возможности активно задавать вопросы.Учебная деятельность - основной вид деятельности младших школьников,  помогает развитию творческих способностей. В данном опыте  работы представлены  задания творческого характера, которые не так часто применяются на повседневных уроках, но  имеют  продуктивный результат. (Приложение 8)Активизируя методы обучения, используем парную форму работы. Задача - научить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи. 2.3 Результаты контрольного эксперимента по развитию познавательной активности младших школьниковВ рамках экспериментальной деятельности исследовалась продуктивность комплекса занятий по развитию познавательной деятельности обучающихся.На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное диагностирование во втором и четвёртом классах. Для определения уровня сформированности познавательного интереса были использованы те же методики, что и на начальном этапе эксперимента. Обработанные результаты диагностирования представлены в таблицах.Методика Познавательная активность младшего школьника проводилась по той же инструкции, как и на начальном этапе, но несколько вопросов и ответов анкеты были изменены.Анкета (Приложение 9)Уровень сформированности познавательной активности мы определяли по ответам учащихся. Результаты анкетирования представлены в таблице 6 и на рисунке 3. Таблица 6 Уровень сформированности познавательной активности младших школьников второго и четвёртого классов на контрольном этапе эксперимента Рисунок 3. Уровень сформированности познавательной активности второго и четвёртого классов на контрольном этапе эксперимента Из таблицы 6 и гистограммы видно, что во втором классе высокий уровень сформированности познавательной активности заметно увеличился по сравнению с четвёртым классом. А в четвёртом классе преобладает средний уровень сформированности познавательной активности. Низкий уровень во втором классе имеет 1 ученик, что составило 6% и в четвёртом классе 1 ученик показал низкий уровень, что составило 6 %.При выполнении методики Познавательная самостоятельность младшего школьника учащимся предлагалась анкета, аналогичная той, что была предложена школьникам на начальном этапе эксперимента, но некоторые вопросы и ответы были несколько изменены.Анкета (Приложение 10)Уровень сформированности познавательной самостоятельности определялся по ответам школьников. Результаты анкетирования обработаны и представлены в таблице 6 и на рисунке 4.Таблица 7 Уровень сформированности познавательной самостоятельности младших школьников второго и четвёртого классов на контрольном этапе экспериментаРисунок 4. Уровень сформированности познавательной самостоятельности младших школьников второго и четвёртого классов на контрольном этапе эксперимента Из таблицы 7 и гистограммы видно, что во втором классе высокий уровень сформированности познавательной активности заметно увеличился по сравнению с четвёртым классом. А в четвёртом классе преобладает средний уровень сформированности познавательной активности. В четвёртом классе 1 ученик показал низкий уровень, что составило 6 %, а во втором классе вообще его нет.На основе полученных результатов на начальном и контрольном этапах эксперимента, был сделан сравнительный анализ двух экспериментов, который отображен в таблице 8,9 и на рисунке 5,6.Таблица 8 Динамика уровней сформированности познавательной активности младших школьников начального и контрольного этапов экспериментаРисунок 5. Динамика уровней сформированности познавательной активности младших школьников начального и контрольного этапов экспериментаТаким образом, сравнительный анализ начального и контрольного этапов эксперимента показал, что средний уровень сформированности познавательного интереса стал выше в четвёртом классе, а во втором классе увеличились показатели высокого уровня. Это говорит о том, что был верно, подобран и разработан комплекс творческих заданий и эффективно реализован на начальном этапе эксперимента.Следовательно, работа по развитию познавательной активности младших школьников будет эффективной, если она будет проводиться систематически, планомерно, с учетом возрастных особенностей учащихся, если используются все доступные и разнообразные для этого формы, методы.Таблица 9 Динамика уровней сформированности познавательной самостоятельности младших школьников на начальном и контрольном этапах экспериментаРисунок 6. Динамика уровней сформированности познавательной самостоятельности младших школьников начального и контрольного этапов экспериментаИз таблицы 9 и гистограммы видно, что низкий уровень познавательной самостоятельности на контрольном этапе эксперимента снизился по сравнению с начальным этапом, как во втором, так и в четвёртом классах. Значит, высокий уровень познавательной самостоятельности увеличился, именно он преобладает во втором классе. В четвёртом классе на контрольном этапе так же, как и на начальном этапе преобладает средний уровень познавательной самостоятельности у учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике формирования познавательной самостоятельности младших школьников. Сравнительный анализ результатов диагностик на начальном этапе эксперимента и контрольном этапе эксперимента показал, что показатели в классах улучшились. На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами предположение, оказалось верным. Если в процессе обучения младших школьников систематически использовать как можно больше разнообразных, интересных и творческих заданий, с учетом возрастных особенностей учащихся, то это будет способствовать эффективности формирования познавательной активности. Выводы Познавательная активность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося. При этом нельзя забывать о том, что окончательный результат усилий учителя заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба типа познавательной активности непосредственно взаимосвязаны друг с другом».В результате выполнения работы сделаны следующие выводы: 1.Познавательный интерес к учебным предметам является важным условием эффективности учебной деятельности и успеваемости младших школьников. 2.Формирование познавательного интереса к учению является средством повышения эффективности обучения младших школьников. А это, в свою очередь, особенно важно в начальной школе, когда только начинают формироваться и определяться интересы к определенным дисциплинам.3.Развитие познавательной активности младшего школьника — это: целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения. 4. Систематическое использование разнообразных, интересных и творческих заданий на уроках и во внеурочной деятельности, с учетом возрастных особенностей учащихся, позволяет повысить уровень познавательной активности учащихся, а значит, обеспечивает возможность социализации учащихся. Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет: - создавать на уроке атмосферу доброжелательности; - использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету; - концентрировать внимание на главном в учебном материале; - направлять учебно - познавательный процесс на достижение конечного результата; - осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно - воспитательного процесса; - избегать перегрузки учащихся; - принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей; - контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента; - создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.В силах учителя, воспитателя помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно - активный уровень. И во многом именно от учителя зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Именно поэтому необходимо уже с младшего возраста формировать в учениках познавательную активность. Список литературы 1.Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8.С. 71–78.2.Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 2003, с. 560.3.Выготский, Л. С. Психология / Л. П. Выготский.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. - 1008 с.4.Горчинская, А. А. Изучение познавательной активности младших школьников // Ильин, Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения: сб. науч. ст. - Киев: Форум, 2002. С. 224- 225.5.Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И. А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005. – 29 c.6.Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное 29.7.Лепшекова, Ф. Х. Формирование познавательной активности Младшего школьника в современной работе школы и семьи: авторефис. …к. п. н. / Ф. Х. Лепшокова. - Карачаевск, 2006. - 22 с.8.Леонова Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е. В. Леонова, Е. В. Плотникова // Начальная школа. - 2011.- № 7. С. 91 101.9.Лукьяненко Т.В. Формирование познавательных интересов учащихся в учебном процессе начальной школы // Самопознание – 2009 - № 3с.19 - 22. 10.Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.–С.87.11.Савинова, С.В. Народная игра как средство закрепления знаний детей в начальной школе / С.В. Савинова. А. И. Бусыгина // Концепт.– 2015. – Спецвыпуск № 27. – С. 1-5.12.Семёнова, Л. В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л. В. Семёнова // Начальная школа плюс до и после. - 2013.-№ 1.- С. 12-16.13.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2008. - 174 c.14.Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. //Народное образование №8, 2003. - С.3415. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. 209 с.16.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познава тельных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. – 208 с.17.Эргашева Л.А. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - Начальная школа. Плюс До и После. - 2010 г. - № 3. –15 - 17 с. Приложения Таблица “Уровни познавательной активности” Приложение 1 Анкета Приложение 2 Определение сформированности познавательной активности младших школьников на начальном уровне эксперимента1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания?а) да;б) иногда;в) нет.2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?а) помучиться, но самому найти ответ;б) когда как;в) получить готовый ответ от других.3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?а) постоянно много;б) иногда много, иногда ничего не читаю;в) читаю мало.4. Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?а) всегда нахожу на них ответ;б) иногда нахожу на них ответ;в) не обращаю на них внимания.5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;в) ты не станешь об этом рассказывать. Анкета Приложение 3 Определение сформированности познавательной самостоятельности младших школьников на начальном уровне экспериментаСтремишься ли ты самостоятельно выполнять домашнеезадание?А) даБ) иногдаВ) нет2) Стремишься ли ты самостоятельно найти дополнительный материал по теме урока?А) даБ) иногдаВ) нет3) Самостоятельно ли ты, без напоминаний, садишься за Выполнение домашнего задания?А) даБ) иногдаВ) нет4) Умеешь ли ты высказывать своё мнение, и отстаивать свою точку зрения?А) даБ) иногдаВ) нет5) Стремишься ли ты самостоятельно расширять свои знания,тема тебя заинтересовала?А) даБ) иногда Урок: Русский язык Приложение 4 Класс: 2 класс Тема урока: ”Что такое корень слова”Цель урока: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Задачи урока:
  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.
  • Планируемые результатыПредметные:Выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; писать слова с изученными орфограммами.Метапредметные:
  • Познавательные умения
  • В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Регулятивные умения
  • Выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить коррективы.
  • Коммуникативные умения
  • Формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.Личностные: Выказывать свое отношение, выражать свои эмоции.Тип урока:  изучение новых знаний. Оборудование: учебник, тетрадь, опорные схемы по теме, толковые словари. Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова. - Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание “на ошибку”. Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия. Ход урока: І.Организационный момент. 1. Мотивация - Доброе утро, ребята! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать.2.Минутка чистописания. Запись на доске - Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.ІІ. Актуализация опорных знаний. 1.Определение общей части слов. На доске записаны слова: сад, рассада, садовод, садовник.-Что вы можете сказать об этих словах? (Близкие по смыслу, имеют общую часть)- Почему вы так решили?- Выделите корень. - Какие признаки однокоренных слов определили? - В чём ещё раз убедились?2. Создание проблемной ситуации. Практическое задание “на ошибку”. -Проделайте то же самое, найдите однокоренные слова среди всех предложенных слов. Для этого вам нужно будет: 1)прочитать слова; 2)найти слова, близкие по смыслу; 3)вычеркнуть лишние; 4)в остальных выделить общую часть – корень.3.Самостоятельная работа.Дети выделяют общую часть слов в словах: вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик.5.Побуждение к осознанию противоречия. Постановка учебной проблемы.-Что вы замечаете? -Вижу, вы удивлены. Почему?-Какой возникает вопрос?-Почему так получилось? (Чего мы не знаем?)-Чему бы вы хотели научиться?4. Формулировка темы.-Итак, какова же тема сегодняшнего урока? -Над чем будем вести наблюдение?-Что нам надо узнать на уроке?5. Поиск решения учебной проблемы. Подводящий диалог.-Как вы думаете, а почему учёные использовали слово корень для названия части слова?-Прочитайте записанные в начале урока слова:Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.-Назовите слово, которое состоит только из корня. Сад-слово корень.-Назовите слова, в которых, кроме корня, есть ещё другие части.Закроем корень в каждом слове. Что останется?рас-да, по-ки, вод, -овник-Сохранился ли смысл?-Сделайте вывод: - Могут ли эти слова обойтись без корня?-Важной ли частью является корень слова?-Какое открытие вы для себя сделали?6. Воспроизведение знаний.-Попробуйте, опираясь на схему, сказать, что такое корень.-Это мы с вами решили, а как проверить, не ошиблись ли мы?-Какие два признака (можно сказать два закона ) однокоренных слов теперь знает каждый из вас?-Давайте посмотрим, как работают эти два закона.-Возвращаемся к ошибочным вариантам выполнения задания в начале урока.-Чего мы не знали?-В чём был секрет этого задания?-Достаточно ли рассматривать один признак, выбирая однокоренные слова?-Что такое корень слова?7.Физминутка.Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали,Ножками потопали,Ручками похлопали.Покружились, повертелись.И за парты все уселись.Глазки крепко закрываем,Дружно до пяти считаем.Открываем, поморгаемИ работать продолжаем.ІІІ.Закрепление изученных знаний.1. Первичное закрепление.Гусь и гусыня со своими гусятами гуляют.- Га-га-га! – гогочет гусь, -Я семьёй своей горжусь!На гусят и на гусынюВсё гляжу – не нагляжусь. (Н. Костарев)Гусь, гусыня, гусятаНо и вредители - ошибки всё время норовят в сад пробраться.Вон навстречу им гусеница ползёт.А я ваша родственница – говорит.-Права ли гусеница? -Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?2. Самостоятельное выполнение упражнений. а) Работа в парах. -Подчеркнуть лишнее слово в группе слов. Соль, солома, посолить. Лев, левый, налево. Горный, горка, городок. Лес, лестница, лесничий. Белка, беленький, белить. Честный, чеснок, честность. Смешной, смешить, хохотать. Пёс, песочный и песок. Где слова родные (однокоренные)? Повторяем алгоритм:1)Прочитать и определить лексическое значение слов.2)Лишнее вычеркнуть.3)Выписать только однокоренные слова.4)Выделить в них корень.б) Проверка работы.-Объясните, по какому признаку вы зачеркнули лишнее слово?3. Итог урока.-Наш урок подходит к концу.-Какая проблема возникла на уроке?-Чему научились?-Кто с уверенностью может сказать, что сможет найти однокоренные слова в группе слов?- Сколько признаков нужно рассматривать?- Что такое корень слова?4. Рефлексия.-Продолжите мои предложения:-Я понял, что...-Я узнал...-Я открыл для себя ...-Теперь я могу сам...-Я легко справился...-Мне было трудно...-Мне было интересно...-Мне понравилось...-У меня получилось...5.Домашнее задание. Стр. 59, Упр. 94.-Необходимо прочитать, списать только родственные слова и обозначить в них корень. Дидактические игры Приложение 5“Родственные слова”Цель: закрепить знания о родственных словах.Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.“Найдите слог с нужной гласной”Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-нымо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5—10 слов). Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.“Живые числа”Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 20.Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: “Числа, встаньте по порядку!”. Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 20 и обратно от 20 до 1.“Ярмарка”Цель: закрепить знания о разных направлениях декоративно – прикладного искусства.Ученики делятся на команды, каждая из которых представляет один из видов декоративно-прикладного искусства. “Мастера” входящие в группу обсуждают, какое изделие они повезут на ярмарку (можно нарисовать, приготовить готовые изделия).Затем представители от каждого ремесленного центра рассказывают о своей продукции. Например: “Я – гончарных дел мастер”. Продаю разную посуду: миски, кувшины, тарелки, горшки. А для детишек на забаву имеются игрушки-свистульки – лошадки, козочки, петушки» дети определяют, какой “Мастер” лучше представил свой товар.“Подбери антоним”Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу, заканчивая при этом начатую фразу, например:Ночью темно, а днем… Компот жидкий, а кисель…Мороженое холодное, а чай… Слон большой, а муравей…Башня высокая, а избушка… Камень твердый, а глина…Шоколад сладкий, а перец… Сказки бывают смешные и …“Узнай птицу по описанию”Цель: закрепить знания детей по теме “Птицы”.На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.Примерные описания птиц: 1.Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает. (Воробей)2.Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый. (Синица)3.Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету. (Ласточка)Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи). В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц. Занимательные задания Приложение 6 Ребусы Шарады “Отгадай слово”Шарада - это загадка. В ней спрятанное слово состоит из нескольких составных частей. Каждая часть представляет собой отдельное слово.     1.Только два предлога,А волос в них много.   (У-с)2.Мое начало буква алфавитаОно всегда шипит сердито.Второго корабли боятсяИ обойти его стремятся.А целое весной летает и жужжит,То сядет на цветок, то улетит.   (Ш-мель)      3.Кто играл в горелки летомДа еще «горел» при этом,Называл он раз-другойСлог и первый, и второй.Если дождь тебя застанет,По спине забарабанит,Чтоб насквозь ты не промок,Раскрываешь третий слог.Ты о целом слышал в школеИ видал, конечно, в поле,Там, где линия землиС небом сходится вдали.   (Гори-зонт)4.На первом стоит часовой,Второе в лесу зеленеет.На целое, только стемнеет, Ты ляжешь и кончен Твой день трудовой. (Пост-ель) Теории решения изобретательских задач Приложение 7“Лови ошибку” Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.- Ёж смотался в клубок.- Я уже ездил на самолёте.- Мы готовились встречать пернатых птиц.- Речка замёрзла льдом.- Меня пробудил мой папа.Сосотавление/Раскадровка Приём применяется для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя.“Фантастическая догадка” Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Приём предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Творческие задания Приложение 8 “Перепутавшееся предложение” В каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид. Вот эти предложения:
  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял;
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка;
  • дочь, день, сварила, из, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;
  • сон, слон, девочка, с, хобот, приснится, про, зеленый, розовый, большой.
  • Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять “лишние” слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.“Старая сказка с новым концом”У сказки может быть хороший конец (как у “Репки”), может быть плохой конец (как в “Теремке”). Но конец у сказки всегда один и тот же, сколько бы раз эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным народным сказкам, как... “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”, “Теремок”.“Циферблат”Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-нибудь рисунок. Например, на часах, которые называются “Командирские” и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолеты, корабли и подводные лодки. Но ведь это несправедливо. Если есть часы для военных, должны быть часы для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:“Водительские”, “Милицейские”, “Докторские”, “Композиторские”, “Учительские”.“Предложение – чайнворд”Есть такая игра, которая называется “Чайнворд”, В этой игре называются разные слова, причем каждое новое слово должно начинаться на ту же букву, на которую оканчивается предыдущее слово. По законам этой игры можно составить целое предложение. Например, такое “Карлсон нарисовал ласточек, клюющих халву. Попробуйте составить такое же предложение - чайнворд про героев сказки А. Толстого “Золотой ключик”. При этом предложения должны состоять не менее чем из пяти слов и начинаться с имени героя: Буратино, Карабас, Мальвина, Дуремар.“Фантик для конфеты”Представьте, что вы - художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача - придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья. При этом ваши рисунки всегда должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ - нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются:“Молочные”, “Ореховые”, “Ягодные”, “Фруктовые”, “Медовые”. Анкета Приложение 9 Определение сформированности познавательной активности младших школьников на контрольном уровне экспериментаКакое из предложенных творческих заданий тебе нравитсявыполнять?а) творческий пересказ;б) краткий пересказ;в) мне не нравится пересказывать;2) Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?а) помучиться, но самому найти ответ;б) когда как;в) получить готовый ответ от других;3) Из какого источника ты чаще всего находишьдополнительную информацию?а) энциклопедия, справочник;б) интернет;в) учебник;4) На какие вопросы тебе нравится находить ответы?а) на сообразительность;б) на находчивость;в) мне не нравится отвечать на вопросы;5) Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что – то новое?а) стремишься с кем – нибудь поделиться (с близкими, друзьями);б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем – нибудь;в) ты не станешь об этом рассказывать.В) нет Анкета Приложение 10 Определение сформированности познавательной самостоятельности младших школьников на контрольном уровне эксперимента1) Выполнение домашнего задания у тебя вызвало затруднение, твои действия?а) постараешься решить самостоятельно;б) обратишься за помощью к родителям или одноклассникам;в) не будешь его выполнять;2) Найти самостоятельно интересную информацию к уроку, ты сможешь:а) по собственному желанию;б) по просьбе учителя;в) тебе это не интересно;3) Самостоятельно ли ты, без напоминаний, садишься за выполнение домашнего задания?а) даб) иногдав) нет4) При обсуждении в классе важного вопроса, ты:а) выскажешь собственное мнение;б) согласишься с мнением одноклассников;в) не примешь участия в обсуждении;5) Стремишься ли ты самостоятельно расширять свои знания,Если тема тебя заинтересовала?а) даб) иногдав) нет