Публикации
Классный час для 4 класса “Распознай добро и зло”
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час для 4 класса “Распознай добро и зло”
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час для 4 класса “Распознай добро и зло”
Автор: Шпаковская Лилия Федоровна
“Распознай добро и зло”Форма работы: классный часКласс: 4 Цель: - формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта - создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, культуры речи и эмоций учащихся; - развивать познавательный интерес к предмету; - содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман, насилие.Оборудование: пословицы, поговорки и загадки о доброте и зле, иллюстрации по теме, “человечки”, иллюстрация Доктора Айболита, зеркала.1.Организационный момент.Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день, И работать нам не лень.2.Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!- А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)3.Актуализация знаний.Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания.Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо? Притча“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…Физкультминутка. Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…»- Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу. 1. Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь,Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. «Добрым быть совсем – совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета» 2.Работа с иллюстрациями на доске. 3. Игра «Узнай героя сказки».- Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа.Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили?4. Работа в группах.- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если: расстроенный друг плачет; приятель в компании часто врёт; родители несправедливо сердятся; девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку; мальчишки играли в футбол и разбили окно; брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.Первичное закрепление.Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.1. - Приведите примеры доброты по отношению к вам.- Назовите примеры ваших добрых поступковФизминутка.2. «Топаем – хлопаем»Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Пословицы и поговорки.– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. – Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите. - Худо жить без ласкового слова.- За добро добром платят.- Рубашка износится, а доброе дело не забудется. - Доброе дело само себя хвалит. - Добрые слова и железные ворота открывает.- Доброе слово и кошке приятно. - Злоба лишает человека силы.- За недобрым пойдешь - на беду набредешь.- Доброе слово человеку, что дождь в засуху, - Не одежда красит человека, а его добрые делаВывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. «Понять и исполнить Желание другого — Одно удовольствие — Честное слово!»4. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. - А почему важно бороться со злом? Притча о добре и зле - Послушайте притчу и подумайте, чему она нас учит?Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу за зло - добром.- Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.Рефлексия деятельности Цель: Создание условий для рефлексии.На доске: Урок полезен, все понятно.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.Еще придется потрудиться.Да, трудно все-таки учиться!- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!