Публикации ОСОБЕННОСТИ ДЖАЗОВОГО оркестрового ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОСОБЕННОСТИ ДЖАЗОВОГО оркестрового ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Автор: Максимов Игорь Владимирович

ОСОБЕННОСТИ ДЖАЗОВОГО оркестрового ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Относительно происхождения слова «джаз» бытует несколько версий. Одни считают, что это слово произошло от французского глагола jaser (жазе – болтать, трещать), пользуясь которым, французское население Нового Орлеана пренебрежительно называло оркестровую негритянскую музыку; другие связывают его с именем негра-корнетиста Джэзбо Брауна, игравшего в Нью-Йорке в начале XX в.; третьи рассматривают это слово как продукт словоподражания специфическому жужжанию особых медных тарелок, употреблявшихся при исполнении танцев у некоторых африканских племен. Наиболее правдоподобной версией, очевидно, является увязка слова jazz (джаз) с американским жаргонным словечком jass, которое было употреблено в названии одного из первых джазовых оркестров, так называемого «Original Dixieland Jass Band» (в начале XX в. – определенный тип новой музыки, а также оркестр, исполнявший эту музыку). Минстрел-шоуз просуществовали до начала XX в., и очень многие из мелодий, исполнявшихся в этих театрах наряду с трудовыми песнями, холлэрс, спиричуэлс, послужили тем материалом, из которого складыва-лась музыка джаза. Но самым важным, краеугольным камнем всего определения джаза явилась новая песенная форма, так называемый блюз. Расцвет блюза, так же, как и спиричуэлс, пришелся на 70 – 80-е гг. XIX в.В блюзе совсем другое содержание, нежели в спиричуэлс. Если в последнем певец обращался к богу и мечтал о будущей лучшей жизни на небе, то содержание блюза – это проникнутая стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором жалоба на любимую, оставившую певца, и т.п. Блюз является сольной песней, первоначально он обязательно сопровождался банджо или гитарой со скрипкой. Блюз – одна из первых песенных форм, получившая и сохранившая до наших дней свое особое строение. Мелодия блюза отчасти строится на устойчивых звуках тоники, субдоминанты и доминанты, но этой мелодии негры придали особую окраску, исходящую из так называемого «блюзового лада» (bluesscale). Блюзовый лад получается при добавлении к мажорному ладу низких III и VII ступеней.В новом Орлеане были очень распространены традиции марширующих оркестров и уличная оркестровая музыка. Оркестры играли на всехторжествах негритянской общины, устраивали уличные парады с исполнением разных маршей. Впоследствии из этих составов сформировались первые оркестры примитивного, так называемого архаичного джаза. Из всех этих полуджазовых оркестров вырос и стал руководящим в 1895 – 1907 гг. оркестр корнетиста Бадди Болдена. Сформировался так называемый новоорлеанский стиль джаза, который строился по определенной схеме.Диксиленд является самым ближним родственником новоорлеанского стиля и его можно включить в обобщающее определение «горячего джаза».Популярность диксиленда упала после появления свинга, он просуществовал на самых престижных эстрадах вплоть до 1930-х гг. параллельно с «горячим джазом». Кантри возник более 200 лет тому назад из сельских песен и танцев, к которым позже присоединились черты ковбойской баллады. Эти музыкальные пьесы белого интернационала сплавлялись между собой, а при соприкосновении с культурой негров не могли оставаться совершенно чистыми и неизменными.Вся эта музыка признавалась обществом субкультурой и до 1920-х гг. презрительно именовалась «хиллибилли» («деревенщина»). Так же назывались импровизированные концерты с танцами, исполняемые сельскимижителями. Липсон М. определял уэстерн как музыку, созданную охотниками, ковбоями, лесорубами, сезонными рабочими, шахтерами, жившими на американском Западе до его заселения землепашцами (не позже последней трети XIX в.). Под влиянием негритянской музыки стиль кантри принял банджо, гитару и мандолину. Со временем в кантри появились гибриды с блюзом. Бесси Смит на юге пела кантри-блюзы – помесь двух стилей: кантри-эндуэстерн и ритм-энд-блюз. В конечном итоге возникло то, что можно было заметить уже в исполнении У. Хэнка – рок-н-ролл.