Публикации Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Автор: Евгения Владимировна Барышникова

Пояснительная записка.Программа разработана в соответствии с:
  • Федеральным законом «Об образовании в РФ»
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
  • Авторской программой «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
  • Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.Общая характеристика программы. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движениеот вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможностьподходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,соревнований между командами.Место программы в учебном плане.Программа рассчитана на 35 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана на детей 9-10 лет.Сроки реализации программы: 2019-2020уч.г.Ценностными ориентирами содержания курса являются:— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;— освоение эвристических приёмов рассуждений;— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.Предполагаемые результаты курса:1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.Содержание курса. Учебно-тематический план.Планируемые результаты освоения обучающимися программы курсаЛичностные универсальные учебные действия:У обучающегося будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя; -представление об основных моральных нормахОбучающийсяполучит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживать имРегулятивные универсальные учебные действия:Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителяОбучающийся получит возможность научиться: - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.Познавательные универсальные учебные действия:Обучающийся научится:- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;- осуществлять синтез как составление целого из частей;- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;-формулировать проблему;-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.Обучающийся получит возможность научиться:- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии; - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения;- преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.Коммуникативные универсальные учебные действия:Обучающийся научится: - принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнёров; - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;Обучающийся получит возможность научиться: -критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения; - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;— воспитание чувства справедливости, ответственности;— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».Предметные результаты отражены в содержании программы.Календарно-тематическое планирование.Ресурсы обеспечения реализации программы.Литература для учителя и обучающихся:1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.8. 13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. — М. :Вентана-Граф, 2013.Интернет-ресурсы:1. — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.4. — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.5. — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__Материально-техническое оснащение:
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.