Публикации Позиция воспитателя в технологии игрового обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Позиция воспитателя в технологии игрового обучения
Автор: Есипова Мария Владимировна

Тема: Позиция воспитателя в технологии игрового обученияПри  реализации  Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры (ФГОС); основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.Игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характерезующееся эмоциональным подъемом;-деятельность, которая одновременно протекает в двух планах; символическая деятельность (использование предметов-заместителей)…;- деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности;- добровольная деятельность, которая несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.Мир игры современного дошкольника изменился         Современные дошкольники любят разнообразные игры, среди которых трудно выбрать лидирующие;         Игры мальчиков подверглись большему изменению («Роботы», «Полиция» и др.)         На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние происходящее в         на окружающей действительности;          Игры отражают ориентацию на новые ценности, в т.ч. материальные (благополучие семье и человека, новые социальные роли взрослых);         Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных), социальные и семейные роли менее интересны для современных дошкольников;         ТВ оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников (дети используют готовые сюжеты мультсериалов);         Часто игра – это манипулирование с яркой, модной игрушкой;         Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому игрушка – характерная примета нашего времени;         часто игра сводится к накопительству, иметь как можно больше … считается престижным;         К 6-7 годам интерес к сюжетно-ролевым играм значительно снижается, дети предпочитают игры с правилами, подвижные, театрализованные, больше рисуют.  Что важно для современного педагога-Игра – любимый вид деятельности дошкольника. Природа ребенка требует реализации потребностей в игре. Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости».- Изменилась игровая субкультура дошкольника, иными стали роли и сюжеты. Это необходимо изучать и учитывать в педагогическом процессе.- Мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. К концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр, интегрируется с разными видами деятельности.Дошкольное  детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например, роль ученика.Каким образом можно учить игре?Анализ практики показывает, что игра в детском саду либо пускается на самотек, либо чрезмерно регламентируется.-         Содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы детей.-         Обучение игре – это механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры.-         Важно стать привлекательным для ребенка игровым партнером, принося в игру новое содержание и новые умения.-         Важное условие – создание игровой предметно-развивающей среды. Как играть с детьми?Косвенное (непрямое) развитие игры:         начинать с наблюдения за играми детей (начало, переход от эпизода к эпизоду, использование игровых умений, речевые проявления, эмоции, конец игры);         Обогащать представления детей о социальной действительности. Которые могут быть отражены в игре через чтение, экскурсии, дидактические игры и др.;         Создание развивающей предметно-игровой среды (использовать готовые игрушки и материалы для синтеза игры с другими видами деятельности);Прямое развитие  игры-         Влияние на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера, что позволяет осваивать более сложные игровые умения (помощь в придумывании сюжетов, ролевых диалогах, использовании элементов игровой обстановки).-          Для развития самостоятельности необходима смена позиции взрослого: партнер – координатор игровых замыслов и общения детей – наблюдатель за играми детей.Игровая позиция воспитателя включает в себя:явный интерес педагога к играм детей;- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;-инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; способность на время превратиться в ребенка, действать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети-эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других;- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Организация игрового взаимодействия в младшем возрасте (задачи работы):-включение в игру действия с игрушками и предметами и действий без предметов (съесть несуществующую конфетку);- замена известных действий предметами-заместителями, а затем словами;- передача действий, характерных для персонажа («Мама», «Доктор» и др.) и взаимоотношений персонажей (ласково разговаривать с дочкой);- одушевление игрушек, приписывание им желаний, эмоциональные состояний;- словесное пояснение игровых действий, предметов –заместителей и воображаемых действий («Я кормлю»);- сначала принятие от педагога словесно обозначенного замысла («Мы сейчас…»), обозначение простейшего замысла самостоятельно;-включение в игру действия с игрушками и предметами и действий без предметов (съесть несуществующую конфетку);- замена известных действий предметами-заместителями, а затем словами;- передача действий, характерных для персонажа («Мама», «Доктор» и др.) и взаимоотношений персонажей (ласково разговаривать с дочкой);- одушевление игрушек, приписывание им желаний, эмоциональные состояний;- словесное пояснение игровых действий, предметов - заместителей и воображаемых действий («Я кормлю»);- сначала принятие от педагога словесно обозначенного замысла («Мы сейчас…»), обозначение простейшего замысла самостоятельно; Основной путь развития игры у детей 2-3 лет – совместная игра воспитателя с ним.-         Педагог «играет с куклой», кормит, баюкает, укладывает спать (привлечение внимания детей);-         «Вы играете. Я тоже сейчас поиграю с зайкой» (начать игру на глазах у детей);-         «Давай выкупаем куклу, только у нас нет ванночки…, ну вот и ванночка» (завершение одного действия. Переход к другому);-         «Сначала покормим куклу, а потом что будем делать…» (переход от одного действия к другому);-         «Не надо больше кормить, зайка уже наелся…» (продолжить действия);-         «Что это у тебя…? Это арбуз? Куклы тоже хотят… «(приписывание действиям сюжетного смысла).Основной прием: называние воспитателем ребенку его роли.Педагогическое сопровождение игр детей 3-5 лет.Освоение игровой роли - главное достижение ребенка 4 года жизни. Ребенок осознает, что он играет.Задачи работы:-принятие игровой роли в совместной игре с воспитателем;-правильное называние себя в игровой роли;-называние своих игровых действий («Я завожу мотор…»);-передача цепочки нескольких связанных действий в сюжетно-ролевой  игре.-вхождение в игровое общение со сверстниками.1.Примеры ситуаций игрового взаимодействия:- «Я доктор, буду лечить зверей… (вовлечение в игру ребенка);- «Кто хочет быть доктором? Доктор, ты будешь лечить…» (Ты мама…; Ты шофер…);- «А давай ты дочку привел к врачу…»2. Расширение диапазона игровых действий:-разные «пациенты» у доктора;- «как будто мы плыли на корабле. Я была капитаном, а ты матросом смотри в бинокль» (аналогично «Парикмахерская»).3. Направление действий детей, помощь им.«Кто пришел к доктору Айболиту, медвежонок или волчок? Как медвежонок ходит? Как доктору узнать, что болит у медвежонка? М.б. у сороки спросить или маму-медведицу позвать или осмотреть медвежонка?»Игры детей 4-5 лет похожи по тематике на игры малышей, но-появляются более сложные события;-увеличивается количество персонажей в сюжете;-постепенно дети переходят к отражению событий из собственного опыта;-более широко отражается профессиональную деятельность взрослых;-от игр с игрушками постепенно обращаются в играх к партнерам-сверстникам.Основные приемы: уточнение содержания роли, ведение новой роли в игру, вопросы, совет, участие в сговоре на игру. Игры детей 5-7 лет-ориентированы на отражение событий социального мира, впечатлений детей, сюжетов любимых мультфильмов, фильмов, книг.Тематика игр: «Путешествие к морю», «Экскурсионное бюро», «Магазин»- «Продуктовый супермаркет», «Книжный гипермаркет», «Кафе»- «Овощное (фруктовое) бистро» и т.д.«Музей», «Театр», «Служба спасения» (социальные события).Важно, чтобы в сюжетно-ролевой  игре дети осваивали социальные отношения на привлекательном для современных дошкольников содержании.Основной прием: участие в предварительном планировании игры.- Учитывать желания ст. дошкольников самим изготавливать игрушки, обеспечивая связь с продуктивными видами деятельности