Публикации ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Автор: Кондрашева Ирина Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кондрашева И.В.МБОУ «СОШ № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. КалугиАннотация: в данной статье представлены некоторые приёмы, позволяющие на этапе актуализации знаний сформировать не только лексические навыки, но читательскую грамотность учащихсяЯ успешно использую модель формирования читательской грамотности на этапе актуализации знаний при обучении английскому языку, в рамках которой предусмотрено сбалансированное развитие и формирование у учащихся умений говорения, чтения, аудирования, письма.На этапе актуализации знаний, учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными, осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение, создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема.Учитывая возрастные особенности обучающихся, я использую при формирования читательской на уроках английского языка в начальных классах следующие методы и приёмы:1) Предметные игры2) Ролевые игры3) Викторины4) Приём «Синквейн»«Синквейн» — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  Так, например, при изучении темы «Алфавит» во 2 классе я готовлю на доске таблицу с буквами (можно использовать проектор). Задача упражнения:повторить изученные буквы Bb, Kk, Ll, Mm, Nn;повторить грамматической конструкции It is …;снять эмоциональное напряжение;ввести в языковую среду;прогнозировать тему урока.Демонстрирую карточки с изображением уже изученных на прошлом уроке букв и называю их. Иногда специально называю их неверно. А дети реагируют словами “yes” или “no”, а затем сами хором называют верную букву ещё раз. Учитель: It is the letter Bb.Учащиеся: Yes, Bb!Учитель: It‘s the letter Mm.Учащиеся: No. Its Kk! Далее учащиеся делают вывод о том, чем будем заниматься на уроке – повторять данные буквы, их звуки, а также слова с этими буквами (клички питомцев). А также изучим новые буквы и новые слова.Игра Викторина “Thats meТема урока: Мой день. Задачи упражнения: совершенствовать лексические навыки по теме «Занятия в течение дня».совершенствовать лексико-грамматические навыки спряжения глаголов в 1, 2, 3 лице в настоящем времени (Present Simple); 3) мотивировать на работу;4) ввести в языковую среду;5) прогнозировать тему урока;6) снять эмоциональное напряжение;7) развивать критическое мышление.Я настраиваю учащихся, что я прочитаю им несколько предложений. Их задача – понять предложения и отреагировать на них фразой «Thats me». Если же суть предложения им не подходит, они должны сказать вслух «Thats not me». Необходимо брать знакомую лексику.-Учитель: I watch TV every day.-Учащиеся: That’s me! / That’s not me!-Учитель: My mother goes to the shops every morning.-Учащиеся: That’s me! / That’s not me!-Учитель: I often ride a bike. -Учащиеся: That’s me! / That’s not me!-Учитель: My grandmother always reads books in the evenings.-Учащиеся: That’s me! / That’s not me!- Учитель: I usually get up at 7o’clock in the mornings.-Учащиеся: That’s me! / That’s not me!Далее учащиеся на основе вышесказанного догадываются о теме урока – «Занятия в течение дня». Приходим к выводу, что на уроке будем учиться рассказывать о своих занятиях и занятиях членов семьи в настоящем времени.Ролевая игра “Ambiguous pictureТема урока: Поздравляем с днём рождения. Задачи упражнения: 1) совершенствовать лексические навыки по теме «Игрушки», «Описание игрушек».2) ввести в языковую среду;3) прогнозировать тему урока;4) снять эмоциональное напряжение;5) создать положительные эмоции;6) развивать фантазию.Задаю вопрос учащимся «What is your favourite toy? What toy would you like to get on your Birthday? ». Далее обращаю внимание учащихся на доску, где нарисованы какие-либо фигуры, предметы. Их задача дорисовать фигуру так, чтобы получилась их любимая игрушка. Задание можно выполнять индивидуально в тетрадях, а одного ученика вызвать к доске, можно организовать работу в группах или в парах. В конце задания каждый ученик называет свой рисунок.-Учитель: What is your favourite toy, Misha?-Ученик: My favourite toy is a car.-Учитель: What is your favourite toy, Katja?-Ученик: My favourite toy is a doll.-Учитель: What is your favourite toy, Oleg?-Ученик: My favourite toy is a robot. - …Далее учащиеся на основе вышесказанного догадываются о теме урока – «Мои любимые игрушки на День рождения». Приходят к выводу, что на уроке будем учиться рассказывать об игрушках, которые у нас есть, и которые мы бы хотели получить на праздник.Приём “СИНКВЕЙН”Тема урока: РоссияЗадачи упражнения: 1) совершенствовать лексические навыки по темам «География США»;2) ввести в языковую среду;3) прогнозировать тему урока;4) повысить интерес к уроку;5) формировать навыки общения (уметь слушать чужое мнение);6) актуализовать имеющиеся знания по теме;7) развивать образное мышление и воображение.Учитель просит учащихся подумать и написать слова и одно предложение по теме «Россия» по схеме: 1 строка – существительное (относится к теме)2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – 1 предложение5 строка – 1 слово-резюмеМожно задание выполнить устно, а учитель сразу фиксирует лучшие ответы на доску. Можно организовать парную или групповую работу.Предполагается, что после прочтения текста про Россию (стр. 98, 2 часть), учащиеся вновь получат задание заполнить СИНКВЕЙН, но уже на основе новой информации, сравнив старый СИНКВЕЙН с новым.В конце этапа актуализации знаний учащиеся формулируют тему и задачи урока: узнать больше информации о России, сравнить со старыми знаниями, научиться рассказывать о России.Пример написания СИНКВЕЙНОВ:На мой взгляд, описанные игровые технологии интересны, несложные и требуют небольшого количества времени для их подготовки со стороны учителя, и для их выполнения со стороны учащихся. Приёмы таких технологий, как синквейн, задания с изобразительных наглядностей – современные и продуктивные. Использование же на уроках данных технологий, игровых заданий, викторин в методике преподавания иностранных языков явление не новое, но при интересной, продуманной подаче, с интригующим сюжетом, также может выступать как неотъемлемый и универсальный инструмент учителя. Я считаю, что я должна уметь не только преподавать материал, но и уметь строить урок таким образом, чтобы детям данный материал был интересен и личностно значим. ЛИТЕРАТУРАPenny Ur & Andrew Wright Five-Minute Activities. A resource book of short activities. Cambridge University Press, 1996Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006[]