Публикации МДОУ ДС Водник г. Краснослободска

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
Автор: Шестопалова Елена Николаевна

Тема: «Система работы по организации театрализованной деятельности в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Мир сказок»Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в Мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».Все это сразу ребенок может получить, занимаясь театрализованной деятельностью. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.Я полностью согласна с утверждением: «Если в детском саду есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество». Поэтому приоритетное направление моей работы – это театрализованная деятельность. Я являюсь руководителем кружка «Мир сказок», который реализуется в рамках дополнительной образовательной программы в нашем дошкольном учреждении.Основной целью моей деятельности является развитие творческих способностей детей.Задачи, которые я ставлю перед собой, состоят в том, чтобы:- Пробуждать интерес детей к театру.- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.- Учить детей различным средствам импровизации (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).- Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.- Создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых.- Обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.Организовывая кружок, я, исхожу из интересов и потребностей детей. Возраст участников кружка от 2 до 7 лет. Занятия провожу два раза в неделю, с каждой возрастной группой отдельно, в музыкальном зале. Всегда стараюсь найти верную эмоциональную волну при общении с детьми. Все наши занятия проходят в легкой, непринужденной, игровой форме и доставляют взаимное удовольствие детям и мне.Подготовку детей к театрализации сказок надо начинать постепенно. Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам и другим атрибутам. Детей привлекает, прежде всего, возможность переодеться, а значит измениться, услышать, что игрушка может говорить. Я на занятиях с малышами организовываю просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Начинаю знакомить с театральной игрой через игру имитацию отдельных действий человека, животных и птиц.В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр. Стараюсь привлекать к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий.Дети старших групп продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Я учу их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.На каждом занятии по театрализованной деятельности я использую различные игры на сплочение детского коллектива, такие как – «Клубочек», «Ласковое имя», «Обнимашки», «Передай игрушку по кругу», «Передай движение», «Здороваемся разными частями тела»Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков – «Угадай кто я», «Где мы были мы не скажем», «Телефон», «Лесное интервью», «Скульптор», «Волшебный стул» и другие.Работая над жестами и мимикой использую игры - «Вкусный арбуз»,  «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию»…Я, как идейный вдохновитель стараюсь брать на себя роли различных сказочных персонажей. Так я могу перевоплотиться в Снеговика, Деда Мороза, Волшебную Фею, Клоуна и многие другие персонажи.Помимо подбора интересного игрового содержания наших встреч с ребятами, необходима организация рабочего пространства, развивающей среды. Руковожу кружком я уже пятый год, за это время мною создан и оформлен театральный уголок, где собран богатый дидактический материал – папки с яркими иллюстрациями и картинками на темы: «Так устроен театр», «Театральные профессии», «Театральные жанры»;Картотеки с играми на сплочение детского коллектива, на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативных способностей детей, на развитие артистических способностей детей, игры здоровье сберегающих технологий.Собраны разные виды театра - Это настольные театры картинок, стенд нижки, театр на ковролине, театр теней, пальчиковый театр, театр масок, театр на ложках, театр топотушек ручных, театр шапочный – это виды театра изготовленные своими руками, также есть покупные театры – театр Монтесори, театр перчаток, куклы Би-Ба-Бо, настольный театр игрушек, театр мягких игрушек. Для театральных постановок пошиты костюмы.Я стараюсь чаще пополнять наш театрализованный уголок новыми интересными игрушками. Так недавно у нас появились куклы червячки, имена которым дали сами дети истер Шляпа и Зубатка. С помощью этих кукол я веду с детьми этические беседы, как нужно дружить, что нужно говорить при встрече, закрепляем волшебные слова. обсуждаем с детьми такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость. Дети, одевая их на руку, придумывают разные сюжеты, диалоги.Еще одно новшество нашего театрального кружка «Мир сказок» - это появление новых кукол топотушек. Куклы - топотушки оживают на детских ногах. Эти куклы надевают на одну или обе ноги. Дети могут стоять или сидеть на стульях и выполнять движения только ногами. У нас парные танцы, на правой ноге девочки, на левой ноге мальчики. И под музыкальную несложную композицию выполняют свои движения ногами под музыку. Музыка для танца топотушек я выбрала русскую народную, знакомя детей с фольклором. Музыка яркая, очень весёлая, ритмичная; главное в игре с куклой топотушкой - притопы ногами.Результатом моей работы является то , что дети владеют навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.- Проявляют интерес, желание к театральному искусству.-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.-Дети уверенно чувствуют себя во время выступлений.Анализируя свою работу, я пришла к выводу, система организации театрализованной деятельности в нашем детском саду дает положительные результаты и сегодня вышла на новый, современный уровень, полностью соответствующий требованиям ФГОС.Я, как педагог, занимаясь театрализованной  деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.