Публикации Пальчиковые игры как средство развития речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые игры как средство развития речи
Автор: Жорина Татьяна Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Водник» г. Краснослободска «Пальчиковые игры для детей, как средство развитие речи» Воспитатель: Жорина Т.В. Краснослободск 2024Актуальность.Работая в группе раннего возраста, проводя занятия, общаясь с детьми, яобратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошоразвита активная речь. Так в чѐм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развиваетсяребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука.Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рукявляется мощным средством повышения работоспособности головногомозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловконаучится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.Задачи :Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;Систематизировать в воспитательно образовательном процессе пальчиковые игрыпальчиковую гимнастику.Для детей1. Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детям необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стихотворения, потешки. И сопровождать движения словами.2. Развитие речи, обогащение и активизация словаря, заучивание коротких текстов наизусть (потешек).3. Развитие психических функций - памяти, внимания, воображения.Для родителей:Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр;привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе;осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка;Ожидаемые результаты:Игры с пальчиками создают положительное эмоциональное настроение, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи, желание участвовать в играх коллективных и самостоятельных.- Если ребёнок сможет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой. Развивается пассивная и активная речь детей.- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность и гибкость.-повышение качества воспитательно-образовательного процесса.Планируемые результаты :Разработка конспектов игр-занятий.Разработка материалов в электронном виде, в том числе:- картотека игр для развития мелкой моторики рук;игры на развитие мелкой моторики рук;- памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. Формы работы:• Совместная деятельность воспитателя с детьми;• Индивидуальная работа с детьми;• Свободная самостоятельная деятельность самих детей.Методы и приё мы работы:• Пальчиковые игры со стихами• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки• Пальчиковый театрМассаж кистей рук• Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)• Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, томпонами• Конструирование: из строительного материала, с конструктором ЛЕГО• Рисование по трафаретам• Пирамидки, матрешки, Лабиринты• Дидактические игры• Шнуровка• Игры с мелкими предметами• Пазлы, мозаика1 Этап информационно аналитический.Изучение методической литературы по теме самообразования2 Этап. Основной (Практический)3. Этап заключительный.Подведение итоговВ процессе работы над темой: «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей 2-3 лет» я научилась владеть методикой проведения пальчиковых игрПальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Дети научились совершать манипуляции с мелкими и крупными предметами.Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста Приложение.Пальчиковые игры.«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -"лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на"лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы".То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишкомтугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу иобратно) на ударные слоги стиха:"Сильно кусает котенок-глупыш,Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)Но я же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"«ПРИЩЕПКИ»Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевыхприщепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:"Прищеплю прищепки ловкоЯ на мамину веревку".«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:"Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех".«ЗАМОК»Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмичнораскачиваете «замок»:- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?- Постучали,На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, нерасцепляя пальцы- Покрутили,Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременноменяя их.- ПотянулиТянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замокполностью.- И открыли!Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.«КАПУСТА»Говорить ритмично:- Мы капусту рубим, рубим.Руками показывать, как мы рубим капусту- Мы морковку трем, трем.Руками показывать, как мы трем морковку- Мы капусту солим, солим.Пальчики щепоткой – солим- Мы капусту мнем, мнем.Руками "мнем" капусту«ОРЕХИ»Научился два орехаМежду пальцами держать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать.Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,удерживают его в таком положении. Затем, то же самое - левой рукой.«ДОРОЖКА»Я взяла горошкаВыложить дорожку,Чтобы бегали по нейЗайчики и кошки.Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из негодорожку.«КАРАНДАШ»Мы зажали карандаш,Отогнулся пальчик наш.Он теперь у нас пилот –Отправляется в полѐт.Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кистьповѐрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверхуручки. Покачивают, имитируя движения самолѐта. Делают с другой рукой.«ОСЛИК»Ослик хвостиком качал,Чуть его не потерял.Ты качай – качай – качай,Но давай-ка не теряй.«ЧАСЫ»Есть часы теперь у нас,Бьют исправно каждый час.Снизу маятник у них:Вправо-влево – так да тик.«КАЧЕЛИ»Ручку пальчиками взяли,Вправо-влево покачали.- «Что такое? НеужелиЯ попала на качели?»Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левойрукой («Ослик», «Часы», «Качели»).ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из«Киндер-сюрпризов», другая - пустая. Нужно при помощи ложки переместитьигрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использоватькрупный пинцет.ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его владошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?»- Как живешь?- Вот так! (большие пальцы вперед)- Как плывешь?- Вот так! (имитация плавания)- Как бежишь?- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)- Вдаль глядишь?- Вот так! («бинокль»)- Ждешь обед?- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)- Машешь вслед?- Вот так! (помахать кистью руки)- Утром спишь?- Вот так! (обе руки под щеку)- А шалишь?- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)А другой давненько спит…(загните большой палец)Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)Тише, тише, не шумите,Пальчики не разбудите!ИГРА «АПЕЛЬСИН»Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,начиная с большого).Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК»– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошкууказательным и средним пальцами на стол или на пол.)– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затемпросит детей повторить движения.)– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произноситслова стихотворения.)Топ-топ-топ – топают ножки.Человечек идет по дорожке.ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья!ИГРА «ЛАПКИ - ЦАРАПКИ»Кошечка Мурка,Серенькая шкурка,Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).ДОМ И ВОРОТА- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)- В этот домик приглашаем (изображаем "дом").ЧЕРЕПАХАВот моя черепаха, она живет в панцире.Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)Когда хочет спать, то прячет еѐ обратно (И спрятать их обратно).ОЧКИБольшой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.Колечки поднести к глазам.На коне верхомСидит Пахом,Книги читает,А грамоты не знает.ФЛАЖОКЧетыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большойопущен вниз. Тыльная сторона ладони к себеГорит на солнышке флажок,Как будто я Огонь зажег.ЛОДКАОбе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням какковшикЛодочка плывет по речке,Оставляя на воде колечки.ПАРОХОД(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большиепальцы подняты вверх ).Паровоз. Без колес!Вот так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел –Прямо по морю пошел!СТУЛЛевая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок(большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение,можно менять положение рук попеременно на счет "раз".Есть у него спина, А не лежит никогда,Есть четыре ноги, А не ходят и три.Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.СТОЛЛевая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Еслиребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: праваярука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет"раз".В лесу родился,В лесу вырос,В дом приходил,Всех вокруг себя посадил.ГРАБЛИЛадонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"Листья падают в саду,Я их граблями сгребу.СОБАКАЛевая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палецсогнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается иподнимается.Четыре четырки,Две растопырки,Седьмой вертун,А сам ворчун.КОШКАСредний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинецподняты вверх.У нашей АнюткиЗверь в атласной шубке,Возле печи греется,Без водички моется.ЗАЙКА И УШКИПальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Имишевелить в стороны и вперед.Маленький, БеленькийПо лесочку прыг-прыг,Ушками дрыг-дрыг,По снежочку тык-тык.ЗАЙКА И БАРАБАНПальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.Зайка взял свой барабанИ ударил: трам-трам-трам!КОЗАВнутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставленывперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .Тили-тили, тили-тили,Три козы траву косилиПо лугам-лужочкам,По зеленым кочкам,Козушки молоденькие,Хвостики коротенькие.ЗАЙКА И ЗЕРКАЛОЛевая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку,которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляемвверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем впротивоположные стороны.Зайка в зеркальце глядитИ ушами шевелит.ЛОШАДЬПравая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на неенакладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.Четыре ноги,Пятая грива,Шестой хвост,Погоняй, не бойся.ДОМ.Я хочу построить дом,(Руки над головой "домиком".)Чтоб окошко было в нѐм,(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)Чтоб у дома дверь была,(Ладони повѐрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)Рядом чтоб сосна росла(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)Пѐс ворота охранял.(Одна рука "пѐс", мизинец отсоединить от других пальцев.)Солнце было,(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)Дождик шѐл,("Стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвѐл.(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.