Публикации Рабочая программа, 4-5 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа, 4-5 лет
Автор: Ковалевская Нелля Олеговна

  • Целевой раздел
  • Пояснительная записка
  • Настоящая рабочая программа (далее Программа) разработана на основе Радуги. Примерной основной образовательной программы дошкольного образования /(С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.: науч. рук. Е.В. Соловьева). – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2016г., в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей средней группы и обеспечивает всестороннее развитие личности детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конституция РФ от 12.12.1993 г. Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13.Устав МБДОУ №19 «Ивушка» г.Сальска.Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Центра развития ребенка - детского сада первой категории № 19 «Ивушка» г. Сальска. Срок реализации Программы – 1 год (2023 -2024 учебный год).
  • Цели и задачи реализации Программы
  • В группе «Любознайки» реализуется Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /(С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.: науч. рук. Е.В. Соловьева). – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2016г.Программа в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья.Программа направлена на достижение трех основных целей:сохранять и укреплять здоровье детей, формироватьу них привычку к здоровому образу жизни;
  • способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
  • обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
  • Программа дополняется парциальными программами:- «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией О.С.Ушаковой, направлена на развитие связной речи дошкольников;- «Цветные ладошки», программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет автор И.А.Лыкова, направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру;- «Физическая культура дошкольникам», автор Л.Д. Глазырина, направлена на физическое развитие и оздоровление дошкольников.Реализация программы осуществляется в процессе:
  • организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения),
  • совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования,
  • взаимодействия с семьями детей по реализации рабочей программы.
  • Ведущая идея рабочей программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.Показателями Программы являются:
  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;
  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;
  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
  • Принципы и подходы к формированию Программы
  • При организации образовательного процесса учитываются принципы:
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно – репродуктивных и проблемно – поисковых методов;
  • принцип научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы должно соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
  • принцип практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • принцип полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип дифференциации и интеграции содержания образования в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников, целостность и единство всех подсистем учебной работы и решение следующих задач: развитие доверия к миру, чувство радости существования, психологическое здоровье, формирование личности;
  • принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы;
  • принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками;
  • принцип культуро - сообразности учитывает национальные ценности и традиции в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд);
  • принцип гуманизации обеспечивает коренное изменение характера взаимодействия и общения педагогов и детей, предполагающей ориентацию воспитателей на личность ребёнка;
  • принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей, специалистов и родителей в воспитании и образовании детей, подготовка выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни;
  • принцип учета гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
  • принцип мини-макса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  • Подходы к формированию Программы направлены на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
  • Психолого–педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
  • Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако, при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объёма и величины. Например, если им предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне- ситуативной.Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого. В группе «Любознайки» воспитываются дети из 25 семей. В группе 14 мальчиков и 11 девочек. На начало 2023/2024 учебного года основной контингент составляют воспитанники 1,2, групп здоровья .1 – я группа здоровья 13человека /65%/, 2 – я группа здоровья - 12 человек /35 %/, 22 человека /95%/ детей отнесены к основной физкультурной группе, 1 ребенок — 5% к специальной группе. Полных семей – 20, неполных – 5, 7 семей – многодетные, 6 семей имеют одного ребёнка, в 13 семьях – 2 детей, в 4– трое детей, в 1- четверо детей, в 1 – пятеро детей. Социальный состав семей представлен следующим образом: рабочие – 20, служащие- 19, предприниматели – 0, безработные – 8. Образование: высшее 18, среднее специальное – 24, среднее – 4. Материальное положение семей: 23- среднее,2-низкое.
  • Планируемые результаты освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста.
  • Планируемые результаты освоения рабочей программы определяются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и основной программы «Радуга» по всем образовательным направлениям развития детей.II. Содержательный раздел.2.1. Содержание образовательной деятельности с учётом примерной основной образовательной программы «Радуга» и методических пособий в соответствии с направлениями развития детей.2.1.1. Социально-коммуникативное развитие. Календарно – тематическое планирование «Социально-коммуникативное развитие».Раздел «Игра».Раздел «Труд».Раздел «Ребенок и другие люди».Раздел «Ребенок и природа».Раздел «Ребенок дома».Раздел «Ребенок и улица».Раздел «Эмоциональное благополучие».2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие».Организация педагогического процесса с детьми: деятельность проводится как часть занятия познавательного цикла, 1 раз в неделю, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в месяц проводится развлечение для детей.Ожидаемые результаты:- дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;- хорошо развита мелкая моторика рук. Способы фиксации результатов:Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года. В целях эффективного развития психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннего творческого развитие детей дошкольного возраста в образовательный процесс введены интеллектуально-развивающие игры В.В. Воскобовича. Особое внимание уделено оригинальным подходам к решению обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений.Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.Перспективный план работы.Раздел «Математика».2.1.3. Речевое развитие.Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие».Календарно-тематическое планирование. Раздел Художественная литература.2.1.4. Художественно-эстетическое развитие.Раздел «Музыка».Пояснительная записка: музыкальные занятия проводит музыкальный работник по индивидуальной рабочей программе.Раздел «Лепка/Рисование». Раздел «Конструирование». .1.5. Физическое развитие.Пояснительная записка: В образовательной программе нет организованной деятельности по разделу «Охрана здоровья». Задачи данных разделов реализуем в интеграции с другими видами деятельности детей дошкольного возраста.2 занятия по физической культуре проводит инструктор по физической культуре. 1 - воспитатель по календарно – тематическому плану. В холодное время занятия проводится в спортивном зале. Календарно - тематическое планирование по образовательной области "Физическое развитие"Раздел «Физкультура на улице»Раздел «Культура гигиены».Раздел «Здоровый образ жизни».Раздел «Одежда».Раздел «Полезное питание».2.2. Региональный компонент содержания дошкольного образования в системе образовательной деятельности средней группы.Обучение в разрезе регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития Ростовской области.Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие Сальского района предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для реализации педагогических условий регионального компонента в работе с детьми старшего дошкольного возраста педагоги и специалисты МБДОУ разработали и реализуют Программу «Лазоревая степь». Целью данной программы является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей маленькой родине. Данная цель будет осуществлена через решение следующих задач:-формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона;-расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;-способствовать обогащению представлений о прошлом маленькой родины;-поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;-поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;-способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;-создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;-способствовать развитию продуктивного воображения, логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.Для реализации программы выстроена социокультурная предметно-пространст-венная среда - открытое для детей и взрослых пространство, где представлены результаты творческой деятельности. Эта среда помогают познавать свой край. Она представлена мини-уголками: «Быт Донского края» представлена моделями пространств казачьего куреня, подворья, предметов быта, одежды; «Культура Донского края» включает в себя музыкальное, литературное, театральное пространство, наполненное образцами, предметами культуры, образами литературных героев и произведений декоративно-прикладного искусства, где взрослые и дети в совместном взаимодействии осуществляют художественные виды деятельности, развлечения, праздники и другие культурные мероприятия, раскрывающие традиции региона; «Были да былины» обеспечивает ребенку речевое развитие, освоение средств и знаков речевой коммуникации, в процессе которых ребенок приобретает опыт использования речевого клише местного региона во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; «Природа Донского края» создает условия для развития экологических представлений дошкольников на основе знаков и символов культуры, приобретения опыта хранительного, созидательного и гармонического отношения с людьми и миром природы донского края.В рамках реализации программы в средней группе реализуетсяпроект «Родной город».Вид проекта: групповой, семейный.Участники: воспитатель, дети, родители.Продукт детской деятельности: групповой альбом «Родной город".Срок реализации: 1 год. Организация образовательной среды осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.В ДОУ оборудована и постоянно пополняется Русская комната, оформлен макет «Казачье подворье», сформирована библиотека и комплект специальных пособий по региональному компоненту, репродукций картин, альбомов, фото, аудио и видеоматериалов. Ведется работа по составлению картотеки казачьих игр, народных праздников, традиций Донского края, растений и животных Сальской степи.Принципы построения совместной деятельности.
  • Принцип целенаправленности педагогического процесса. Занятие планируется так, чтобы вызвать у ребенка ожидание «завтрашней радости». В сознании ребенка моделируется образец-ориентир, к которому он стремится следовать в реальных жизненных ситуациях (быть рыцарем, как казак; помогать слабым и т.п.).
  • Принцип связи обучения и воспитания с жизнью. После ознакомления с каждой темой перед детьми ставится проблема: где это ему может пригодиться и жизни?
  • Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип системности и последовательности.
  • Принцип наличия свободного педагогического пространства. Детям создаются условия для проявления творчества при изучении проблемы.
  • Принцип наглядности. Эффективность образовательного процесса зависит от «степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Занятия построены так, чтобы привлечь большее количество чувств детей.
  • Принцип уважения к свободе и достоинству каждого ребенка. Но уважая свободу и достоинство ребенка, нельзя забывать о разумной требовательности к нему.
  • Принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения. Это дает право педагогу на творчество.
  • Представленный материал педагог может изменять и дополнять по своему усмотрению. Некоторые темы занятий не разработаны, что дает право педагогу на творчество. Главное условие успешного развития ребенка - познавательно-интеллектуальная и творческая деятельность в сочетании с другими факторами, определяющими формирование мира ребенка. В ДОУ оборудована и постоянно пополняется Русская комната, оформлен макет «Казачье подворье», сформирована библиотека и комплект специальных пособий по региональному компоненту, репродукций картин, альбомов, фото, аудио и видеоматериалов. Ведется работа по составлению картотеки казачьих игр, народных праздников, традиций Донского края, растений и животных Дона.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения. Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам уютно, комфортно, интересно, полезно. Дошкольное учреждение поддерживает желание родителей приобрести знания, необходимые для воспитания детей. Педагогический коллектив для этого предлагает родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества:• Родительские собрания.• Консультации.• Изготовление поделок в кругу семьи.• Совместные выставки, рисунки, участие в праздниках.• Творческие вечера, встречи.• Неделя родительских профессий.• Дни открытых дверей, совместные досуги. Сотрудничество строится с учетом того, что социализация ребенка осуществляется прежде всего в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений. План работы с семьей. 2.4. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ предусмотренная Программой Общеразвивающую группу «Любознайки» посещают дети с ОВЗ., поэтому педагоги дополнительно реализуют следующие задачи:
  • коррекция нарушений устной речи;
  • своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию;
  • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.
  • Для детей с ОВЗ:
  • проведение регулярной подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности с воспитанниками по исправлению фонетико-фонематического, фонематического недоразвития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • Подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность проводится не менее 2-3 раз в неделю, ее периодичность определяется тяжестью нарушений речевого развития детей. Длительность вышеуказанных занятий составляет 10-15 минут. Вышеуказанная деятельность проводится в свободное время с учетом режима работы ДОУ.Эффективность коррекционной работы в МБДОУ обеспечивают следующие условия: систематичность проведения; распределение материала в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной цели; чередование и вариативность различных методов и приемов, и т.д. В МБДОУ действует психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико - педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей МБДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.Коррекционная работа это тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда с воспитателями и родителями. В результате диагностики детей, узкими специалистами были сформированы списки детей нуждающихся в коррекционной работе. По решению ПМПк МБДОУ проводится индивидуальная работа со специалистами. Работа воспитателя строятся с учетом рекомендаций специалистов. Диагностика уровня усвоения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Воспитатели строят гибкий режим образовательной деятельности с детьми: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами (I и II половина дня), снижение физической и психологической нагрузки в течение всего дня. В контексте работы с родителями учитель-логопед осуществляет контроль, за выполнением индивидуальных заданий. III. Организационный раздел.
  • Материально- техническое обеспечение Программы.
  • Большая роль в эффективности качества образовательного процесса отводится материально - техническому обеспечению ДОУ и оснащенности образовательного процесса группы. К групповой ячейке относится помещение для игр и занятий, спальня, умывальная, туалетная, раздевальная комнаты. Помещение для хранения и мытья групповой посуды. Площадь превышает 50 кв.м, что составляет более 2 метров на каждого ребенка. Материально-техническое обеспечение позволяет создать для детей необходимые санитарно-гигиенические условия, организовать развивающую предметную среду. Состояние материально-технической базы соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.В группе созданы все условия для полноценного развития детей в соответствии с возрастом и учетом гендерной принадлежности.На территории ДОУ расположен групповой участок. Дети совершают экскурсии по всей территории, занимаются спортом на оборудованной спортивной площадке. Выращивают овощи на огороде, ухаживают за цветниками. Поводят наблюдения и эксперименты на экологической тропе.
  • Методические материалы и средства обучения и воспитания младщих дошкольников.
  • Организация жизнедеятельности в средней группе.
  • Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. \Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:- время приема пищи;- укладывание на дневной сон; - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется МБДОУ в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон). При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:
  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, в питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.
  • Режим дня.
  • Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Организация жизни и воспитания детей средней группы (4-5 лет)Холодный период года (сентябрь-май)Теплый период (июнь-август)
  • Планирование образовательной деятельности (учебный план, формы организации).
  • Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей осуществляется в форме совместной деятельности, в ходе режимных моментов, внепосредственно организованной и самостоятельной деятельности детей.Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.Максимально допустимый объем нагрузки в образовательной деятельности для детей 4-5 лет.Регламентированная деятельность.Режим двигательной активности. Организация оздоровительной работы в средней группе.Система закаливающих мероприятий детей от 4-5лет.1. Температура в помещении 21 – 22 градусов.2. Прием детей на свежем воздухе при температуре до -15 градусов без ветра.3. Одежда детей на прогулке в соответствии с погодой, в помещении – шорты, носочки, короткий рукав.4. Утренняя зарядка с элементами дыхательной гимнастики – 10минут.5. Полоскание рта после еды водой комнатной температуры, обучение полоскания горла декабрь, январь, февраль – водой комнатной температуры, март, апрель, май, октябрь, ноябрь - отварами трав (индивидуально, с учетом переносимости).6. Воздушные ванны до и после сна. Босохождение – индивидуально с учетом состояния здоровья ребенка.7. Дневной сон в хорошо проветренной спальне; весенне – осенне – летний период – с доступом свежего возраста. 8. Гимнастика пробуждения. Обширное умывание лица, рук до локтя водой комнатной температуры.9. Прогулки при температуре – 15 градусов без ветра – 1 раз, осенний, весенний период - 2 раза, летом – 3 раза.10. Солнечные ванны (летом) с 5-8 минут до 12 минут 2 раза в день.11. Летом – мытьё ног водой комнатной температуры.Система здоровьесберегающих технологийМодель воспитательно-образовательного процесса группы «Любознайки».Структура образовательного процесса осуществляется с учетом основных видов детской деятельности дошкольника (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения).Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:
  • совместной деятельности взрослого и детей;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • при организации взаимодействия с семьей и другими социальными партнерами.
  • В основу планирования положен комплексно-тематический принцип, обеспечивающий объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. Тематика определяется по тематическим неделям, событиям группы и детского сада, реализации проектов, сезонных явлений в природе, праздников, традиций группы. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме уделяется не менее одной недели.
  • Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
  • В группе «Любознайки» существуют традиции.
  • Каждый понедельник, вечером, к детям приходят гости со своими рассказами, подарками, играми.
  • По вторникам проводим игры-драматизации по сказкам.
  • Среда – знакомство с новыми настольными играми.
  • Каждый четверг в группе проводятся «сеансы» равного распределения маленьких подарков (разные вырезанные фигурки животных, птиц, предметов, разноцветные ленточки и т. п.), эта традиция перешла из первой младшей группы.
  • Пятница – день развлечений, праздников.
  • В группе существует традиция поздравлять именинников. Дети и взрослые поздравляют именинника хороводной песней «Каравай», произносят пожелания у именинного торта, обязательно дружно обнимают именинника, которому вручается от группы подарок. Затем в честь именинника проводится небольшая дискотека. В группе есть телевизор, музыкальная колонка, уголок для уединения в спальне, центр театрализованных игр, уголок ряженья, центр «Сильные! Ловкие! Смелые!», центр художественной литературы, центры сюжетно ролевых игр – «Айболит», «Супермаркет», «Моя семья», «Парикмахерская», «Автогараж», центр безопасности, музыкальный центр, центр природы Деда Природоведа, центр экспериментирования «Зайки-Знайки», центр патриотического воспитания «Наша Родина-Россия», изостудия «Весёлые карандаши», центр сенсорного развития, центры математики и речевого развития, интерактивное оборудование «Банк знаний» для обучения детей финансовой грамотности, настольно-печатные и дидактические игры по возрасту. Каждый день начинается с ритуального приветствия - положительного психологического настроя на целый день. Ежедневные беседы «Поговорим о хорошем» помогают детям мысленно возвратиться к событиям заканчивающегося дня (дети вспоминают, чем занимались сегодня в детском саду). Воспитатель в этих беседах говорит о каждом ребенке только хорошее. Регулярно в группе организуется «Маленький концерт» - выступления детей с любимыми песнями и стихами (поклоны и аплодисменты).
  • Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
  • Предметно-пространственная среда в группе «Любознайки» оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка и в соответствии с требованиями ФГОС. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Данная среда организована по принципу полузамкнутых микропространств, что способствует организации деятельности небольшими подгруппами. Предметная среда имеет характер открытой, независимой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, стимулирующей деятельность ребенка.Совместно с родителями она создана такой, которая является срезом реальной жизни, выглядит как модель предметов, отношений, жизни. Развивающая предметно-пространственная среда содержит огромный воспитательный потенциал: даёт возможность жить, познавать и развиваться; формирует отношения к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни – одним словом, существенно влияет на уровень всестороннего развития детей. Созданы необходимые условия, которые обеспечивают различные виды активности ребёнка: умственной, игровой, физической и др.; способствуют развитию самостоятельной деятельности и самообразованию.Особенности построения предметно-пространственной среды соответствуют личностно-ориентированной модели воспитания и выстраиваются с учётом следующих условий1. Обеспечивает безопасность жизнедеятельности.2. Способствует укреплению здоровья.3. Обеспечивает чувство психологического благополучия.4. Опора на личностно-ориентированное взаимодействие между людьми.5. Опора на деятельностный характер.6. Опора на ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника – игру.При создании предметно-развивающей среды в группе «Звездочки» воспитатели руководствовались следующими принципами:полифункциональности среды: предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле многофункциональна. трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. вариативности, безопасности среды. Особое внимание уделяли гендерной специфике, стремились обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Подбор материала и оборудования осуществлялся с учетом принципа интеграции образовательных областей. В качестве ориентиров выступили общие закономерности развития детей среднего дошкольного возраста.Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Материалы и оборудование группы отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольберта и ширмы. Мы используем переносную легкую ширму для разделения пространства группы, что в свою очередь повышает заинтересованность детей и предоставляет возможность развивать коммуникативные умения. Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки-заместители, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Полифункциональность материалов в группе даёт возможность разнообразного использование различных составляющих предметной среды (детской мебели, ширм), детям предлагаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Парикмахерская», «Дом» Центр сюжетно-ролевой игры «Больница», «Супермаркет», «Мастерская», «Парикмахерская» идр. В костюмерной представлены атрибуты для ряженья: фартуки, халаты, сарафаны, юбки, шали, шляпы, фуражки, каски, очки, бижутерия, бинокли, флажки, шапочки доктора, поварские колпаки. Центр двигательной активности включает мелкий спортивный инвентарь: кубики, кегли, ленты, мячи разных размеров и фактуры и др. Верёвка, шнур 5 м, 15-20 м; оборудование для развития силовых качеств; маски для подвижных игр, нагрудные знаки с изображением животных и птиц; коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия /со следами, массажные/ длина 200Х35, ребристая доска; ростомер /с предметными обозначениями; султанчики, цветные ленты 50-60 см основных цветов (4-7), флажки цветные, платочки цветные, цветные пластмассовые кубики, кегли, шары; бубен; кольцеброс.Центр театрализации и музицирования представлена разными видами театра: куклы, игрушки для настольного театра, пальчиковый, теневой театры, театр на фланелеграфе. Шапочки – маски, костюмы позволяют организовать игры – драматизации. В группе достаточно атрибутов для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков в автопарке-машины, рули, а для девочек-куклы, коляски, одежда., уголок парикмахера, кухни и т.п. Используется музыкальная колонка, собраны инструменты: барабан, металлофон, ложки, колокольчики, бубны, кастаньеты, свистки, шумовые нетрадиционные инструменты. Есть телевизор. Используются флэш-накопители.Центр патриотического воспитания имеет литературу со стихами и рассказами о Родине, альбомы с фотографиями родного города, семейные фотоальбомы, детские портфолио. Дидактические игры, куклы в национальных костюмах. Представлены символы государственности: флаг, герб, портрет президента.Книжный центр имеет множество книг, согласно возрасту, сделанные своими руками «книжки-малышки» книги со вкладышами. Детям очень нравятся книги с музыкальным сопровождением, с большим удовольствием дошкольники их слушают и рассматривают. Репертуар постоянно обновляется. Для ребят проводятся книжные выставки и мероприятие «Книжкина неделя». Один раз в квартал организуется авторскую или тематическую выставку книг.Центр познания и коммуникации Стенд «Наша Родина»; макет «Моя малая Родина»; кукла в русском костюме - 2шт.; Матрешки; глобус; папка «Державные символы России»; проект «Моя малая Родина»; книга «Я живу в России».Центр логики, математики и конструирования имеет крупный пластмассовый строительный материал, строительный материал среднего размера, набор крупных и средних машин, контейнер с маленькими машинками, контейнер с мелкими игрушками для обыгрывания. Здесь имеются яркие вкладыши разной формы, конструкторы, пирамидки, мозаики разных форм и цветов, доски – вкладыши, шнуровки, матрёшки, пирамидки, наборы по сериации, игрушки – головоломки, «Лото», «Домино», «Пазлы», кубики с картинками ,сортировщики множество игр для развития мелкой моторики с вставными окошечками, шнуровки, большой выбор сюжетно-дидактических игр, благодаря которым дети изучают основные цвета, сравнивают предметы по форме, величине, развивают память, внимание, мышление, усидчивость и т. д.  Центр безопасности включает: Специальная техника; специальная одежда (МЧС, ДПС, полиция, пожарный, каски; куклы: полицейский, пожарный, сотрудник ДПС; огнетушитель; рация; дорожные знаки; лото «Дорожные знаки;» папка «Правила поведения при пожаре»; картотека дидактических игр; картотека игр по пожарной безопасности и ПДД; развивающие игры: «Как избежать неприятностей?», «Собери картинки» «Выбери то, что нужно пожарному», «Кошкин дом»; папка «Правила поведения в зимой»; папка «Правила поведения весной». Макет дороги.Центр уединения расположен спальне, цель которого- создавать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.В центре имеется: палатка, телефон, карточки - эмоции, стул мягкий, цветные карандаши, альбом, иллюстрации и альбом «Моя семья». Мешочки настроения. Кубик эмоций. Дидактические игры: «И весело и грустно», «Расколдуй девочку», «Театр настроения».Центр коррекции: Массажные мячи; игрушки-шнуровки; игрушки- застежки; прищепки разных размеров; предметы для нанизывания; «Волшебный мешок»; предметы для самомассажа: грецкие орехи, деревянные шары, карандаши; картотека пальчиковых игр и упражнений для самомассажа. Для детей создана зона сенсорного развития, необходимая для развития речи, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики.Центр творчества-ИЗО-студиия где дети могут использовать магнитную доску, доску для рисования мелом, бумагу разного формата и качества, пластилин, природный материал. ИЗО – материалы представлены красками акварельными, гуашевыми, восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами, цветным мелом. Инструментами: кисти, печатки, поролон, ватные палочки, ножницы, клей, салфетки, губки. В уголке «Наше творчество» дети выставляют свои работы. Проводятся индивидуальные выставки.Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, где имеется живой песок, ёмкости для экспериментов, воронки, сита, формочки. Природный материал: ракушки, камушки, шишки, желуди, каштаны, бруски из дерева, кора, листья, перья. Широко представлены предметы разного качества и формы: деревянные, металлические, пластиковые, резиновые и др.; шнуры разного размера и толщины, ленты разные по длине, ширине, цвету, предметы разной формы для «Чудесного мешочка». В экспериментальном уголке есть магниты, лупы, песочные часы, весы, компас, рулетка. Собраны коллекции «Пуговицы», «Ткани», «Календари». Представлен инвентарь для ухода за комнатными растениями: лейки, палочки для рыхления, тряпочки, губки. Календарь природы представлен картинкой сезона, календарь со значками, обозначающими состояние погоды. Есть настенные часы. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года», д/и «Медвежонок на прогулке» (с набором сезонной одежды). Организован уголок игр В.В. Воскобовича, которые активно используется в работе: «Крестики», «Соты», «Квадрат Воскобовича», «Кораблики», «Прозрачные льдинки», «Игровизор», «Ларчик» и т. д. В раздевалке расположен информационный стенд для родителей, куда помещается необходимая информация, консультации и советы родителям, регулярно меняются яркие и красочные папки-передвижки. Детям предоставлены индивидуальные шкафчики с яркими фотографиями для маркировки. В нашей группе мы постарались сделать предметно-развивающую среду яркой, мобильной, информационно-богатой, безопасной, доступной, меняющейся в соответствии с темой недели или сезона, обеспечивающей гармоничное и плодотворное общение воспитателя и ребенка.Литература.