Публикации «Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте и формы приобщение детей к чтению книг»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте и формы приобщение детей к чтению книг»
Автор: Чичорина Евгения Николаевна

«Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте и формы приобщение детей к чтению книг»Чичорина Е. Н.учитель-дефектолог, воспитательстационарного отделения СПб ГБУ СОН «Центра социальной помощи семье и детям Калининского р-на г. Санкт-Петербурга»Цель работы:• Развитие интереса к художественной литературе. • Формирование литературного вкуса. • Воспитание будущего читателя. Задачи: • Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы: рассказ, стихи, произведения устного народного творчества, песенки и потешки, загадки и сказки. • Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь. • Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества). • Сформировать положительный образ «я». • Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге. Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции: • Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков. • Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из – за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни. • Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры. • Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми. Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются связи поколений. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Своеобразие системы работы: Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, (литературные конкурсы, работа литературного кружка, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность). Только кропотливая совместная работа и усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг. Методы работы по приобщению детей к чтению: Словесные: • Чтение художественных произведений. • Беседы по прочитанному. • Заучивание наизусть. • Пересказ произведений. • Выразительное чтение. Практические: • Игры – драматизации. • Дидактические игры. • Элементы инсценирования. • Изображение прослушанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации). • Театрализованная деятельность. Наглядные: • Показ иллюстраций, картинок, игрушек. • Просмотр видеороликов, фильмов. • Оформление выставок. • Использование разных видов театра. Формы работы: • Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи). • Кружковая работа. • Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры. • Свободная от занятий деятельность (экскурсии ДОУ в районную детскую библиотеку, в библиотеку школы; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы», проведение «Недели детской книги»);
  • игровая деятельность (сюжетно – ролевые и режиссерские игры, настольно – печатные и игры – драматизации).
  • Сотрудничество с родителями. Формы работы: • Родительские собрания. • Индивидуальные консультации. • Семинары – практикумы. • Папки – передвижки. Фото презентации. • Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов. Сотрудничество с районной детской библиотекой. Формы работы: • Экскурсии. • Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий. Выводы: Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг позволяет: 1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; 2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; 3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.