Публикации «Некоторые формы и приемы работы в современной практике реализации учебных предметов ДОП ДМШ/ДШИ «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Некоторые формы и приемы работы в современной практике реализации учебных предметов ДОП ДМШ/ДШИ «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»»
Автор: Кутумова Тамара Викторовна

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованиягорода Новосибирска «Детская музыкальная школа № 10» «Некоторые формы и приемы работы в современной практике реализации учебных предметов ДОП ДМШ/ДШИ «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»»преподаватель Кутумова Т.В.Одними из важных предметов в ДМШ/ДШИ являются учебные предметы «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». Они, наряду с другими, формируют эстетические вкусы, закладывают основы музыкальной образованности. Сегодня к выпускнику детской музыкальной школы предъявляются достаточно серьѐзные требования. Обучающиеся должны уметь слушать и понимать музыку, разбираться в своеобразии выразительных средств, ориентироваться в огромном море музыкальных понятий и терминов, музыкальных произведений, определять на слух фрагменты изученного музыкального произведения, высказать собственное суждение от прослушанного.Современные жизненные реалии создают множество проблем, главными среди которых являются огромные информационные потоки, поглощаемые учащимися в образовательных и бытовых условиях, повышенная учебная нагрузка учащихся музыкальных школ, обычно посещающих, помимо основной школы, различные кружки, сокращение учебного времени для освоения учебного материала. Возникает противоречие между всё возрастающим объемом необходимой информации и весьма ограниченными способностями человека к освоению этой информации. Традиционное образование, основанное, прежде всего на передаче знаний от преподавателя к учащемуся, все чаще перестает выполнять свою основную функцию. Когда в начале индустриальной эпохи формировалась система образования, такой методический подход к передаче фактов был вполне объясним, но сейчас факты сами по себе теряют осмысленность для учащихся, потому что исчезла их эксклюзивность из-за развитых технологий.Дополнительное образование сегодня по праву является важной частью образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. В настоящее время преподавателю уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической работе различных методик, а также новых форм и приемов обучения, необходима активизация методической деятельности для более эффективной организации образовательного процесса.Современный урок – это сочетание традиционных форм урока и введение новых, нетрадиционных. Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.Здесь немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, а также правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения: - отказ от шаблона, от рутины в проведении урока;- не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:- использование коллективных форм работы;- развитие умений и навыков самостоятельной работы;- становление новых отношений между учителем и учениками, формирование навыков учебного делового общения. В данной работе представлены некоторые приемы и формы работы, которые можно использовать на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» при изучении новой темы, для проверки и контроля знаний обучающихся, для закрепления полученных знаний. 1. ТЕСТ. Наиболее популярной формой проверки долгое время были викторины и устный опрос, но на сегодняшний день «лидирующей» формой контроля успеваемости является тестирование. Тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на проверку и является одним из наиболее гибких и действенных средств педагогического измерения. Целесообразно проводить тестирование в процессе промежуточной аттестации, или после прохождения определенной темы (например, биографии композитора).К положительным сторонам тестирования относятся: охват материала (от одной темы, до курса в целом); возможность за короткое время провести контроль знаний всех обучающихся, удобная система оценки.К отрицательным сторонам тестов можно отнести то, что тестирование является отражением информативной части курса музыкальной литературы, а такие важные задачи предмета, как развитие навыков музыкального анализа, умение рассуждать и понимать, слушать и любить музыку, не отражены.Основные требования для составления тестовых заданий:- в тесте должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;- основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов. На контрольных работах возможно использование следующих форм тестовых заданий:-задания с одним правильным вариантом ответа, например: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.» - главный творческий принцип композитора: а) М. Глинки; б) М. Мусоргского; в) А. Даргомыжского-задания с выбором нескольких правильных ответов, например: Какие из нижеперечисленных балетов, принадлежат Прокофьеву: А) «Ромео и Джульетта»; Б) «Спящая красавица»; В) «Золушка»; Г) «Весна священная»-задания на выбор неправильного ответа, например: Какая пьеса не входит в фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года»:а) «Масленица»; б) «Старый замок»; в) « На тройке»-задания на дополнение, например: Напишите авторов симфоний:а) «Ленинградская»---------------------б) «Классическая»------------------------в) «Богатырская»--------------------------задания на установление соответствия, например: В каких русских операх звучат эти слова? а) «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» «Снегурочка» - проставить буквуб) «С подружками по ягоды ходить…» «Евгений Онегин» - проставить буквув) «О дайте, дайте мне свободу…» «Князь Игорь» - проставить буквуг) «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» «Борис Годунов» - проставить букву-«Найди пару». Индивидуально или группе обучающихся раздаются набор карточек. На одних вопросы или термины; на других – ответы. В течение определенного времени должны найти друг друга. Вопросы могут быть на определенную тему или общего характера. Например: Выразительные средства музыки и прилагательные.2. ВИКТОРИНА. Эта традиционная форма позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. В новом формате номера могут быть представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров, (музыкальное послание другу). Викторины могут быть: - по теме программы; - по фрагментам одного крупного произведения; - тембровые; - итоговые (контрольные).На уроках «Слушания музыки», когда у обучающихся еще слабо сформирован учебный навык письма, проводится игра «Угадай музыку и покажи ее картинкой». После прослушанного фрагмента обучающиеся, перед которыми разложены карточки с иллюстрацией пьес, поднимают нужную карточку и показывают ее. Письменная викторина на занятиях по «Музыкальной литературе» в младших классах представляет собой заготовку с перечнем произведений для узнавания на слух. Обучающемуся требуется написать порядковый номер звучащего фрагмента напротив его названия. Например: Пронумеруйте произведения в порядке их звучания и подпишите их авторов.______________________________Токката и фуга ре минор ______________________________ Симфония соль минор- «Музыкальный ряд». В течение отрезка времени звучат фрагменты нескольких изученных произведений. Запомнив их порядок, выложить карточки с изображениями в нужном порядке. В младших классах письменная викторина представляет собой готовую заготовку с перечнем произведений для узнавания на слух. Обучающемуся требуется написать порядковый номер звучащего фрагмента напротив его названия.- «Музыкальная мозаика» заключается в прослушивании музыкального произведениями с предложенными фрагментами нотного текста. Необходимо назвать имя композитора и название произведения, а предложенные фрагменты нотного текста собрать в нужной последовательности.Задание выполняется в групповой форме. В зависимости от сложности прослушанного отрывка (всего произведения), преподаватель определяет количество прослушиваний и время для выполнения задания.3. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ является одним из методов контроля полученных знаний. Такие работы могут использоваться в качестве инструмента, позволяющего выявить, насколько учащиеся владеют навыками эмоционального восприятия музыкального произведения, как понимают его образное содержание, каковы их способности анализировать особенности жанра, формы, фактуры, осознавать выразительные средства во взаимодействии с образным содержанием музыкального произведения и т.д. Письменные работы служат так же и обучающим средством, направленным на решение ряда задач: - научить слушать, воспринимать и понимать музыкальные произведения; - развивать слуховые музыкально-аналитические навыки; - опираясь на дидактические принципы, учат высказываться о музыке (письменно и устно), грамотно излагать свои мысли. Письменная работа может использоваться как на обычных текущих уроках, так и как итоговая или четвертная контрольная работа. Оценка письменных работ может проводиться в устной форме или в виде письменного комментария, по пятибалльной системе. Очень важно подчеркивать в работах их положительные качества, чтобы вызвать положительную реакцию учащихся и творческое отношение к предмету.- «Музыкальная копилка». В «копилку» сложить слова о характере прозвучавшей музыки. Слова записаны на карточках: прилагательные, эпитеты, сравнения. Надо собрать как можно больше слов. Проводится в младших классах для накопления словарного запаса. Формирует умение передавать свое впечатление от музыкального произведения. 4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ. Данный вид работы чаще всего используется преподавателем для самостоятельной работы учащихся. Чтобы работа стала более эффективной, учащимся надо учиться читать. Читать активно, вдумчиво, не пропуская важных деталей. Именно это является условием развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. - Инсерт один из приемов технологии развития критического мышления, маркировка текста значками по мере его прочтения. Авторы приема - ученые Д. Воган и Т. Эстес. Название приема представляет собой аббревиатуру:I - interactive (интерактивная). N - noting (познавательная). S - for(система).E - effective (для эффективного). R - reading (чтения). T - thinking (и размышления).Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Учащиеся читают заданный текст, маркируя его простым карандашом специальными значками на полях:V я это знаю; + это новая информация для меня; - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.После прочтения текста можно зачитать тезисы устно или заполнить таблицу, которую на уроке надо обсуждать «по колонкам». В начале работы с данным приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы учащиеся запомнили значения значков. Если данный прием будет использоваться на уроке, то рекомендуется проводить его в групповой форме или по парам. - «Создай паспорт». При изучении какой-либо темы дети создают паспорт: композитора, музыкального произведения, жанра, музыкального инструмента. Например: паспорт композитора Фридерика Шопена: Дата рождения: 1 марта 1810г. Место рождения: Желязова Воля. Польша (добавить картинку). Дата смерти: 17 октября 1849г. Место смерти: Париж. Франция. Профессия: композитор, пианист. Наклеить портрет.Или паспорт произведения «Марш деревянных солдатиков» (добавить картинку); Автор – П.И. Чайковский; Из какого произведения – цикл «Детский альбом», год создания – 1878 г.; инструмент – фортепиано, жанр – пьеса, лад – мажор; темп – Moderato, характер – торжественно, решительно.- «Музыкальный редактор». В предложенном тексте обучающиеся должны найти ошибки и исправить их. В младших классах исправить ошибки в словах. В старших классах - найти неточности в биографии композитора, при описании музыкального произведения и т.д.- Создание рефлексивных текстов. Синквейн - это один из методов развития критического мышления. Он может быть использован на разных этапах урока: на стадии повторения –обобщение полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления –работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии –творческое выражение осмысленного материала.Правила написания синквейна:Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста, в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строкедва слова. Возможны варианты использования и других частей речи. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Для уроков музыкальной литературы синквейны – это превосходный способ контроля. Учащиеся любят эти задания, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть героя, события. Преподаватель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно и лаконично выражать свои мысли. Пример: 1. Иван Сусанин 2. Мудрый. Смелый 3. Совершил подвиг во имя Отчизны 4. Им гордится вся Русь! 5. Герой-патриотИспользование такого приема, как синквейн помогает отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является создание собственного понимания в рамках своей собственной поисковой деятельности.5. КОНКУРС ПРЕЗЕНТАЦИЙ. Горизонты преподавания в ДМШ на современном этапе значительно расширились, благодаря новым техническим возможностям. В работе учащихся появился еще один существенный помощник - компьютер. Он позволил совершить качественный сдвиг в обучении, так как появилась возможность за считанные минуты добыть в Интернете требуемый материал. Учитывая эти изменения, преподаватели нашли новые, современные формы работы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Контрольный урок по музыкальной литературе можно провести в форме конкурса мультимедийных презентаций. Преподаватель разрабатывает положение конкурса, критерии оценки, требования к презентации. Критериями оценивания могут быть следующие параметры, как соответствие содержания презентации заявленной теме, полнота раскрытия темы, внутренняя логика построения презентации, новизна и оригинальность работы, грамотность речи, дизайн презентации, подбор и качество иллюстративного материала, техническая грамотность.Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда в презентации учащийся превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни, повышается самооценка учащегося, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.Таким образом, обновленные традиционные и новые формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Важно помнить, что все приемы и формы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока.Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Использование данных приемов позволяет разнообразить урок, делая его интересным.Список литературы
  • Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
  • Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
  • Панова Г.Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки / «Музыка в школе»., 2001
  • Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. М., 2003.
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы»- Омск., 1988.
  • Ю. Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ, ДШИ// Сборник методических работ для преподавателей ДМШ. – Абакан., 2003.
  • Сорокотягин Д.А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе.-Ростов -на-Дону «Феникс»- 2011
  • Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС ., – 2002.