Публикации Методика работы с социально неблагополучной семьей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика работы с социально неблагополучной семьей
Автор: Антонина Егоровна Яковенко

Методика работы с социально неблагополучной семьей Работая с семьей, социальные педагоги и педагоги-психологи в пределах своих компетенций проводят разнообразную работу, в том числе социальный патронаж, надзор и семейное консультирование. Успех деятельности по восстановлению воспитательного потенциала семьи зависит от выбора форм и методов работы с социально неблагополучной семьей не только специалистов социально-педагогической и психологической службы, но и всех педагогических работников образовательных и социальных учреждений.Основные направления деятельности педагогического коллектива в работе с детьми из неблагополучных семей следующие:Руководство образовательных учреждений:
  • создание условий для работы социально-психологической службы;
  • планирование, принятие управленческих решений, координация действий учителей, классных руководителей, педагога-психолога и других в работе с неблагополучными семьями;
  • анализ и контроль результативности работы;
  • работа общешкольного родительского комитета;
  • организация и проведение психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия.
  • Учителя, педагоги дополнительного образования:
  • создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного материала;
  • эмоциональная поддержка, создание ситуации успеха детям из неблагополучных семей;
  • организация поддерживающих занятий.
  • Социальный педагог:
  • создание совместно с классными руководителями банка данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в школе;
  • определение с помощью педагога-психолога причин семейного неблагополучия, планирование работы с неблагополучными семьями;
  • выявление неблагополучных семей, способных принять педагогическую помощь, планирование и проведение работы с ними с помощью классных руководителей и педагога-психолога;
  • выявление детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите и решение вопросов защиты прав ребенка;
  • участие в проведении психолого-педагогического всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия и неправильного воспитания;
  • вовлечение детей из неблагополучных семей в секции, кружки по интересам и др. совместно с классными руководителями.
  • Педагог-психолог:
  • пропаганда психологических знаний среди педагогов и классных руководителей об особенностях и видах неблагополучных семей и типах неправильного воспитания;
  • проведение консультационной работы с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества;
  • изучение неблагополучных семей с помощью психологических методик, выявление вероятных причины неблагополучия; установление возможных путей улучшения обстановки в семье;
  • разработка рекомендаций по составлению плана совместных действий педагога-психолога, инспектора по охране прав детства и классных руководителей по преодолению недостатков воспитания в неблагополучной семье, прогнозирование позитивных результатов работы; анализ выполнения рекомендаций;
  • проведение диагностики личностного развития ребенка из неблагополучной семьи.
  • Классный руководитель:
  • создание благоприятной обстановки в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи;
  • установление партнерских отношений и сотрудничества с неблагополучной семьей;
  • планирование работы с неблагополучными семьями;
  • создание банка данных о неблагополучных семьях, детях из неблагополучных семей, обучающихся в группе;
  • создание и реализация индивидуальной работы по воспитанию детей из неблагополучных семей;
  • организация и проведение работы с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи;
  • вовлечение ребенка из неблагополучной семьи в кружки и секции по интересам.
  • Медицинский работник:
  • организация периодических медицинских осмотров;
  • профилактическая иммунизация.
  • Действуя в интересах ребенка, специалист призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и др.).Важным этапом в работе специалистов образовательного учреждения является посещение семьи на дому. Классные руководители привлекают к посещению социально неблагополучных семей педагога-психолога, социального педагога, а также специалистов заинтересованных учреждений (участковый инспектор, нарколог, специалист по социальной работе).На втором этапе проводятся групповые беседы с членами социально неблагополучных семей, которые должны быть посвящены стилям семейного воспитания, способам разрешения конфликтов с детьми.При планировании работы с социально неблагополучной семьей необходимо учитывать, что основной задачей является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.Для реализации данной задачи социальным педагогом и педагогом-психологом разрабатывается план работы по выявлению раннего семейного неблагополучия. Он, как правило, включает в себя пять этапов:
  • Знакомство с семьей.
  • Выявление и анализ причины социального неблагополучия.
  • Выработка конкретных, индивидуальных целей и задач по работе с семьей.
  • Подведение итогов работы.
  • Разработка дальнейшего плана работы по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  • При осуществлении планирования работы необходимо помнить, что к общим проблемам социально неблагополучных семей относится следующее:
  • Неготовность и нежелание родителей заниматься полноценным воспитанием детей.
  • Педагогическая безграмотность родителей.
  • Алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей.
  • Проблемы тяжелого материального положения родителей.
  • Нежелание некоторых родителей (законных представителей) вступать в контакт с образовательным учреждением.
  • Следует отметить, что своевременно оказанная профессиональная комплексная помощь социально неблагополучной семье (совместно со всеми заинтересованными учреждениями, ведомствами и организациями) будет способствовать нормализации психологического фона внутри семьи, позволит снизить и даже локализовать неблагоприятные социальные факторы. Все это, несомненно, позволит улучшить условия проживания детей в данной категории семей, скорректировать отклоняющееся поведение детей и подростков, восстановить воспитательный потенциал семьи. Таким образом, своевременная комплексная помощь помогает осуществить социальную защиту прав детей из социально неблагополучных семей.